70931254 403.jpeg Deutsche Welle Избирательный кодекс

Страх перед молдавским сценарием: в Грузии переписывают избирательный кодекс

После летнего перерыва грузинский парламент вернулся к работе с серией инициатив, которые, как и ранние решения, вызвали недовольство части гражданского общества. В ноябре власти предложили ограничить избирательное право для граждан Грузии, живущих за рубежом, упразднить Антикоррупционное бюро, грузинскую администрацию Южной Осетии, которую создали при Михаиле Саакашвили, а также еще ряд ведомств. Вероятно, эти предложения, как и большинство предыдущих, будут приняты парламентом.

Власти объясняют свои планы укреплением суверенитета и государственности, однако критики видят в происходящем очередную попытку перераспределить полномочия в пользу правящей партии «Грузинская мечта» и ее неформального лидера Бидзины Иванишвили. Критики обвиняют власти в лишении граждан права голоса, а также в консолидации государственных структур.

Ограничение избирательного права как борьба с «внешним вмешательством»

Наиболее резонансным стало предложение внести изменения в Избирательный кодекс Грузии. Как заявил спикер парламента Шалва Папуашвили, голосование будет происходить лишь «в пределах государственных границ» Грузии. По его словам, это необходимо для защиты суверенитета страны и предотвращения «внешнего вмешательства», поскольку, по мнению Папуашвили, проживающие за рубежом граждане могут находиться под иностранным влиянием и не знают, что происходит в Грузии.

«Существуют особые риски для граждан-нерезидентов, находящихся под влиянием иностранной юрисдикции и политической среды, где государство не может предотвратить вмешательство. Соответственно, создание избирательной системы на территории Грузии повышает стабильность выборов, снижает влияние внешних игроков и обеспечивает более адекватный, осознанный выбор», — заявил спикер парламента. Он добавил, что право голосовать сохраняется, но гражданам придется возвращаться в Грузию «раз в четыре года», чтобы реализовать его.

Это предложение вызвало резкую критику как внутри страны, так и за ее пределами. Оппоненты обвиняют власти в том, что это ограничение направлено на одну из базовых групп оппозиционной поддержки: зарубежной диаспоры. Как пишет грузинское издание Batumelebi, со ссылкой на данные ЦИК, правящая партия систематически проигрывает на избирательных участках за рубежом. Власти таким образом пытаются не допустить молдавского сценария на выборах, когда голоса граждан, живущих за рубежом, решили исход голосования, считает грузинский политический обозреватель Гела Васадзе. На данный момент за пределами Грузии проживает около полутора миллиона граждан.

Живущие за границей граждане не поддерживают «Грузинскую мечту»

«Большая часть граждан Грузии за рубежом не зарегистрированы для участия в выборах. Власти боятся, что все эти люди пойдут голосовать, и это будет для них неприятно», — сказал Васадзе в комментарии DW.

«Грузинская мечта» не представила убедительных доводов, чтобы лишить граждан избирательного права, считает Директор грузинского Центра социальной справедливости Тамта Микеладзе, чьи слова приводит издание JAMnews. «Аргумент о «внешнем вмешательстве» — ложь. Выборы за рубежом проводят государственные органы Грузии, процесс находится под их полным контролем, и за столько лет не было никакой информации о внешнем вмешательстве», — сказала Микеладзе.

Цель властей — не допустить участия в выборах живущих за границей граждан, поскольку они не поддерживают «Грузинскую мечту», заявила бывшая глава организации «Справедливые выборы» Нино Долидзе телеканалу «Palitrannews». «Грузинская мечта» фактически наказывает этих граждан, потому что, согласно статистике, эта партия практически никогда не побеждала на зарубежных избирательных участках. То есть там ее не поддерживают. И особенно низкой эта поддержка была на последних парламентских выборах в 2024 году – всего 13%», — сказала Долидзе.

«Грузинская мечта» продолжает усиливать свою власть

«Грузинская мечта» также решила упразднить Антикоррупционное бюро, передав его функции Службе государственного аудита. По словам спикера парламента Папуашвили, упразднение Антикоррупционного бюро призвано укрепить «конституционную структуру управления» и сократить бюджетные расходы. Он аргументирует это тем, что бюро в основном занимается сбором и проверкой деклараций должностных лиц, партий и НКО. С этими функциями лучше будет справляться аудиторская служба, которую он называет более «высоким и независимым» конституционным органом.

Антикоррупционное бюро было создано в 2022 году как один из пунктов рекомендаций Евросоюза для получения статуса страны-кандидата в ЕС, но оно, как пишут грузинские СМИ, использовалось для давления на организации гражданского общества и СМИ. Тем не менее, критики предупреждают: передача его полномочий в учреждение, которое тесно связано с исполнительной властью, угрожает ослаблением контроля над элитами и сращиванием антикоррупционного органа с властью.

Гела Васадзе считает, что Антикоррупционное бюро не выполняло своей функции и было подчинено власти изначально. «Оно не было абсолютно неэффективным, так что произошло то, что должно было произойти. Оно было под контролем власти, но, вероятно, его упраздняют, потому что «Мечта» опасалась, что вдруг кто-то решит им воспользоваться против нее», — сказал политический обозреватель.

«Превращение Грузии в бизнес-корпорацию»

В гражданском обществе также критикуют Антикоррупционное бюро за отсутствие независимости, но обеспокоены слиянием надзорных органов с властью. Издание OC-media связывает перестановки с «кабинетными войнами» внутри самой «Грузинской мечты», так как впервые об упразднении бюро стало известно на фоне ареста экс-премьера Грузии Ираклия Гарибашвили, которого обвинили в коррупции.

Еще раньше, после возобновления осенней сессии парламента 15 октября, власти ужесточили наказания за нарушение правил митингов. Участники акций, закрывающие лица масками или перекрывающие дороги, могут теперь подвергаться административному аресту до 15 суток, а организаторы — до 20 дней. Почти год грузинские протестующие ежедневно перекрывали проезжую часть на проспекте Руставели в Тбилиси, но сейчас полиция больше не позволяет это делать. Попытки перекрыть дорогу заканчиваются задержаниями и арестами.

Осеннюю сессию грузинского парламента обозреватель Гела Васадзе называет «превращением Грузии в бизнес-корпорацию». «Государственные институты уже не работают. Тут работают законы бизнес-компании, в которой есть управляющие, владельцы, акционеры и есть, скажем так, ответственные квартиросъемщики. Граждане Грузии — квартиросъемщики, которые платят в качестве налогов аренду за то, что они живут в Грузии. Управляющие — наши политики и все остальные, ну а владельцем является Бидзина Иванишвили», — говорит Васадзе.

Deutsche Welle

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => Deutsche Welle