Новый «мирный план» мало чем отличается от старых инициатив по завершению войны в Украине. Но Кремль не торопится его поддержать, надеясь, что США сделают за него всю дипломатическую работу, считает Иван Преображенский.Путин признал, что знаком в подробностях с «мирным планом» США, согласно которому Украине вновь предлагают отказаться от части территорий, сократить численность армии и согласиться на другие требования России, которые остаются почти неизменными уже второй год.
Президент Зеленский, в свою очередь, обещает украинцам бороться за суверенитет страны и просит Трампа о встрече. Европейцы, присланный Трампом, но, возможно, написанный под диктовку Кирилла Дмитриева, план отвергают . Москва же называет его «принуждением к миру» Украины — именно так, как она называла в 2008 году свою войну против Грузии.
Кавалеристская атака Трампа
Президент США наскоком, как и недавно войну в секторе Газа, попытался прекратить российскую агрессию против Украины . Его план из 28 пунктов , по убеждению большинства комментаторов, мало чем отличается от прежних предложений , явно написан под диктовку или в интересах Кремля и для Украины является фактической капитуляцией . Трамп говорит, что намерен ждать меньше недели — до 27 ноября, а потом США прекратят с Украиной обмен разведданными и прекратят любую военную помощь. Не в первый, надо сказать, раз.
В прошлые разы, даже после встречи Путина и Трампа на Аляске , украинским властям и их европейским союзникам удавалось отговорить американского лидера от поддержки российских интересов, а также добиться постепенного восстановления военной помощи Украине. Сам Путин говорил, что переговоры после встречи в Анкоридже, например, замерли из-за неприятия Украиной предложенных ей условий. Что очевидно означает, что тогда Владимир Зеленский мог себе это позволить. Если мог отбиться от фактической капитуляции за этот год уже не один раз, то в чем опасность новой кавалеристской атаки Трампа, почему украинскому президенту приходится напрямую обращаться к народу за поддержкой?
Коррупционные обстоятельства
Обновленные американские предложения по завершению войны в Украине появились в тот самый момент, когда внутриполитическая обстановка как для Дональда Трампа , так и для Владимира Зеленского существенно обострилась. Американский лидер вынужден был подписать закон, обязующий его в течение 30 дней опубликовать «файлы Эпштейна» , его покойного бывшего друга, которого судили за принуждение несовершеннолетних к сексу с представителями мировых элит, и злые языки говорят, что Трамп может иметь к этому какое-то отношение.
У Владимира Зеленского положение еще хуже. Против его ближайшего окружения возбуждают уголовные дела, в связи с коррупционным скандалом в сфере энергетики , Верховная рада отправляет министров в отставку. Доверие к власти со стороны населения снижается.
Не могло не появиться вопросов и у тех, кто помогал деньгами Украине, то есть, в первую очередь, европейских и американских союзников. Вдобавок, Россия продолжает наступать и утверждает, что взяла Покровск и Купянск. То есть, совпадают два тренда — Трампу очень бы хотелось переключить внимание американских медиа и общественного мнения на что-то внешнеполитическое (даже если подписать соглашение опять не удастся), а Зеленский выглядит политически достаточно слабым, чтобы возник соблазн попробовать его на прочность. И в этот раз многие потому и опасаются, что власти Украины могут стать уступчивее.
Путину все мало?
Москва однако торжествовать не торопится. Точнее из заявлений Владимира Путина и предшествующих им комментариев его пресс-секретаря Дмитрия Пескова ясно видно, что Кремль доволен. Он не признается в том, что автором или соавтором этих 28 пунктов, как писали многие медиа, мог быть российский специальный представитель Кирилл Дмитриев . Тем не менее сам набор предложений Песков называет «принуждением к миру».
Это известная российская военная метафора, использовавшаяся Кремлем для характеристики войны против Грузии в 2008 году, которую тогда тоже «принуждали к миру», а попутно признали независимость Абхазии и Южной Осетии и ввели туда российские войска. Использование этой аналогии можно воспринимать как издевательство: в тот раз России все сошло с рук, как будет и сейчас, если полностью воплотится в жизнь предложенный США план. Но также это и возможный сигнал западным дипломатам, мол, Кремль собирается этот план честно выполнить и, как в Грузии 2008 года, забрав все, что он хочет, дальше на столицу страны не идти.
В то же время из заявлений самого Путина, сделанных перед началом заседания Совбеза РФ, собранного, скорее всего, в реальности, для обсуждения войны против Украины и возможности мирных переговоров, видно, что хотя план российским властям и нравится, решения о том, соглашаться ли на него — если даже согласится Киев — все еще нет. Жадность и самоуверенность в Кремле настолько высоки, что кроме Владимира Зеленского, есть еще один Владимир, который может сорвать переговоры о капитуляции Украины — это Владимир Путин. Ему Украина нужна вся и целиком.
Автор: Иван Преображенский, кандидат политических наук, эксперт по Центральной и Восточной Европе, обозреватель ряда СМИ. Автор еженедельной колонки на DW. Иван Преображенский — в Facebook.
Комментарий выражает личное мнение автора. Оно может не совпадать с мнением русской редакции и Deutsche Welle в целом.















