Германия, Франция и Британия предложили изменить предложенный США план окончания войны России против Украины. DW опросила экспертов этих трех странах. Они едины в одном — Россия вряд ли согласится.Дипломатическая инициатива США важная, но нуждается в доработке. Так можно суммировать реакцию в Европе на разработанный Вашингтоном план окончания войны РФ против Украины. Президент США Дональд Трамп ждет от Киева ответа до четверга, 27 ноября. На этом фоне представители трех европейских стран — Германии, Франции и Британии (европейская тройка) — провели 23 ноября в Женеве консультации на уровне советников по внешней политике. Их предложения были опубликованы в прессе, но переговорный процесс продолжается. DW спросила экспертов из этих стран, что они думают об изменениях, и каковы шансы на мир.
Германия: Мерц хочет быть ключевой фигурой в переговорах с Трампом
Штефан Майстер (Stefan Meister), эксперт Германского общества внешней политики (DGAP) считает, что европейские предложения «основательно» изменили изначальный вариант, состоящий из 28 пунктов. Он отметил, что в варианте «европейской тройки» нет категорического отрицания членства Украины в НАТО, а от России ожидают, что она заплатит за разрушения в ходе войны. Майстер не согласен со спецпосланником США по Украине Китом Келлогом, который в одном из интервью предположил, что стороны «очень близки» к окончанию войны.
Решающим фактором Майстер считает реакцию России. По его мнению, Москва не согласится на предложенные изменения. Берлинский эксперт полагает, что цель РФ — добиться того, чтобы Трамп устранился от дальнейших переговоров и «больше не поддерживал Украину». Майстер считает происходящее конкуренцией нарративов за то, «кто лучший переговорщик с Трампом».
Канцлер Германии Фридрих Мерц (Friedrich Merz) стал первым и на момент написания материала единственным из европейских лидеров, который пообщался с Трампом по телефону после публикации предложений США. Мерц хотел бы быть «ключевой фигурой», которая говорит с Трампом, отмечает Штефан Майстер. Но, по его мнению, Германия ослаблена тем, что у нее нет «отношений с Россией», и она слаба с точки зрения политики безопасности и возможностей ее армии. Эксперт DGAP полагает, что все три европейские страны «относительно слабы» и пытаются «в какой-то форме получить роль в этих переговорах».
Франция: Цель России — ограничить суверенитет Украины
Эли Тененбаум, эксперт Института международных отношений (IFRI) в Париже, отметил увеличение предложенной численности вооруженных сил Украины — от 600 тысяч в изначальном плане США до 800 тысяч в предложениях «европейской тройки». «Это примерно нынешняя численность ВСУ», — указал Тененбаум. При этом он отметил, что, несмотря на изменения, документ является «очень проблематичным». Один из ключевых, по его мнению вопросов, остается по сути открытым — гарантии безопасности Украине. Одной из сложностей Тененбаум назвал то, что, чем больше документ учитывает украинские интересы, тем менее привлекательным он становится для России, которая, как он считает, и так относительно «прохладно» отреагировала на изначальный вариант.
Французский эксперт считает, что Россия вряд ли согласится на изменения, поскольку ее руководство настроено на продолжение войны и захват большей территории. По его мнению, цель РФ — Украина как страна с «ограниченным суверенитетом»
Тененбаум считает, что страны «европейской тройки» удачно дополнят друг друга. По его мнению, у Германии сильная роль как поставщика оружия Украине и оказания Киеву финансовой поддержки. Но эксперт отметил «более сдержанную» позицию Берлина в вопросе возможной отправки войск в Украину для поддержания мира после войны. Франция более решительна в этом вопросе, что он объясняет ее ядерным потенциалом. Британия находится примерно посередине, отметил эксперт.
Британия: Трамп выдвинул «смехотворные временные рамки»
Наконец, британский политолог Нил Мелвин из Королевского объединённого института оборонных исследований (RUSI), считает, что для Украины самый сложный — вопрос территорий. В предложениях «европейской тройки» его предлагается решать после прекращения огня по линии фронта. На данный момент никто точно не знает «на какой стадии переговоры», говорит Мелвин, отмечая, что идет согласование текстов, но по отдельности. Для окончания войны нужна работа на экспертном уровне, которая в таких случаях обычно продолжается недели, а то и месяцы. «Возникает ощущение, что это немного театральные, а не реальные переговоры, — говорит эксперт лондонского RUSI. — Особенно когда выдвигаются смехотворные временные рамки, потому что президент Трамп хотел бы успеха ко Дню благодарения».
Даже если есть «позитивные формулировки», это не тот документ, который приведет к «реальному миру», считает Мелвин. Как и его немецкий и французский коллега, он считает, что Россия не согласится на прекращение войны на предложенных условиях.
Тот факт, что с предложениями выступила «европейская тройка», он оценил как возможное формирование «лидерской группы», которая ранее уже выступала по вопросам Ирана и Ближнего Востока. Преимуществом такого лидерства Лондона, Парижа и Берлина он назвал необходимость действовать «очень быстро», а не ждать согласования с 27 членами Евросоюза. Британия не является членом ЕС, но остается партнёром немцев и французов по НАТО, а также «коалиции желающих» по поддержке Украины.

