Несмотря на союз Александра Лукашенко с РФ, Украина, похоже, продолжает пытаться балансировать в отношениях с Беларусью. Что об этом говорят представители украинской власти и белорусской оппозиции?Отношения между Украиной и Беларусью скатились от добрососедства к вражде после того, как Минск в 2022 году разрешил России использовать свою территорию для полномасштабного нападения на Украину . Сейчас белорусский правитель Александр Лукашенко является ближайшим союзником РФ. Несмотря на это, дипломатические отношения между Украиной и Беларусью не разорваны. В то же время на стороне Украины воюют белорусские добровольцы, а демократические силы Беларуси ищут союзников в украинской столице. Почему Киев продолжает поддерживать отношения с Минском и какова их перспектива? Об этом также шла речь во время Форума Острожских, который состоялся во Львове и в Киеве в ноябре и собрал представителей белорусских демократических сил, депутатов Верховной рады, правозащитников, дипломатов, историков.
Беларусь — от посредника между Киевом и Москвой до плацдарма для российской агрессии
До 2022 года Украина и Беларусь поддерживали добрососедские отношения. Киев ценил роль Минска как посредника в переговорах по Донбассу — несмотря на авторитарный характер режима Александра Лукашенко, он оставался политически нейтральным в войне России против Украины. Владимир Зеленский после избрания президентом Украины даже встретился с Лукашенко в Житомире в 2019 году. Тогда белорусский правитель уверял, что у Украины «никогда не будет никаких проблем с территории Беларуси».
Менее чем через три года после таких заверений Беларусь превратилась в плацдарм для РФ и предоставила ей воздушное пространство, ресурсы и свою территорию, которую российские войска использовали для полномасштабного вторжения в Украину. С территории Беларуси вторглись в Украину подразделения армии РФ, которые оккупировали Чернобыльскую АЭС . Под давлением ВСУ эти подразделения были вынуждены в конце марта 2022 года снова отступить. Российские воздушные обстрелы, которые велись с территории Беларуси, прекратились, как сообщили Воздушные силы ВСУ, только осенью 2022 года. По данным OSINT-проекта «Беларускі Гаюн», в целом РФ с территории Беларуси по Украине выпустила более 700 ракет.
После начала полномасштабной российской агрессии Украина остановила транспортное сообщение с Беларусью и неоднократно политически осуждала действия Минска. А в ноябре 2023 года Зеленский ввел санкции в отношении 24 белорусских компаний, которые в основном занимаются перевозкой грузов, лизингом транспортных средств и химическим производством. Недавно украинская Служба внешней разведки заявила, что белорусский режим делает ставку на торговлю с временно оккупированными Россией украинскими территориями.
В то же время объемы торговли между Украиной и Беларусью, хотя и значительно сократились, но все же не сошли на нет. По данным таможенной службы, в 2024 году Украина экспортировала в Беларусь товаров на 1,7 миллиона долларов (в частности, металлопрокат), а импортировала белорусских товаров на 16,2 миллиона долларов. За 10 месяцев 2025 года Украина закупила белорусских товаров только на 3,3 миллиона долларов и уже ничего не экспортировала.
Сейчас на границе Украины с Беларусью функционирует только один пункт пропуска -«Мокраны-Доманово».
Дипломатические отношения с Беларусью
Киев не разорвал дипломатические отношения с Минском несмотря на то, что Беларусь предоставила свою территорию для нападения России на Украину. Хотя, согласно резолюции ООН 3314 (XXIX) от 1974 года, такие действия также расцениваются как акт агрессии.
«Наше дипломатическое присутствие в этой стране оправдано», — говорит Михаил Харишин, советник департамента недружественных стран министерства иностранных дел Украины. Этот департамент изучает угрозы для Украины со стороны России, Беларуси и КНДР. «Во-первых, через Беларусь десятки тысяч людей вернулись с оккупированных территорий . Во-вторых, на территории Беларуси под видом так называемого «оздоровления» находится очень большое количество украинских детей с оккупированных территорий. И наше присутствие необходимо для того, чтобы мы могли хотя бы визуально контролировать их состояние», — объясняет Харишин необходимость сохранения дипотношений между Киевом и Минском.
Правда, по его словам, посольство Украины в Беларуси существует в урезанном виде — там работает пять человек. Минск тоже официально не закрыл посольство в Киеве, но отозвал полностью свой персонал, добавил украинский дипломат.
«Не дразнить Лукашенко»
Украина в отношениях с Беларусью сохраняет баланс интересов, подчеркнули народные депутаты Украины, присутствовавшие на Форуме Острожских в Киеве. «Есть вопрос, как нынешнюю белорусскую власть не раздраконить. Но я абсолютно уверен, что нельзя идти на какие-либо отношения с Лукашенко», — отметил депутат Верховной рады от фракции «Европейская солидарность» Владимир Арьев.
Народный депутат Украины и член депутатской группы «Партия «За майбутне» Игорь Гузь также утверждает, что украинская власть на разных уровнях имеет негласное понимание не акцентировать белорусскую тему. «Важно отсутствие северного фронта, через который белорусы и россияне могли бы наступать на Украину. Если бы это произошло, это была бы большая катастрофа», — говорит он. Хотя, отмечает Гузь, Лукашенко тоже понимает, что обострение с его стороны может привести к последствиям. «Можем «влупить» по НПЗ в Мозыре», — добавил парламентарий.
Контакты с белорусской оппозицией
Украина не предпринимала радикальных шагов в отношении режима Лукашенко и до полномасштабной войны. Хотя в 2020 году Киев, как и страны ЕС и США, не признал результаты президентских выборов в Беларуси. Лукашенко Украина решила называть только по имени, не указывая должности президента. Однако о введении санкций в отношении правителя Беларуси или его окружения не сообщалось.
В то же время привлекает внимание отсутствие официального признания со стороны Киева лидера белорусской оппозиции Светланы Тихановской. Еще в 2022 году она призвала Украину создать союз, но в Офисе президента Украины выразили разочарование слабостью белорусской оппозиции. «Они (оппозиция. — Ред.) не смогли убедить население в том, что страна не должна участвовать в захватнической войне», — заявил тогда Михаил Подоляк изданию Politico.
Впрочем, сейчас в белорусской оппозиции видят положительные сдвиги в отношениях с властями Украины, ведь Зеленский трижды встречался с Тихановской за последние два года: один раз — в 2023 году и дважды — в 2025 году. «То, что президент Зеленский с октября прошлого года начал активнее говорить о белорусской теме, — это действительно признак изменения подхода. А его недавний разговор с Тихановской в Европейском парламенте, когда он сам инициировал контакт и предложил коммуникацию и сотрудничество, — очень позитивный сигнал», — считает главный советник Тихановской Франак Вячорка.
По мнению Вячорки, Украина должна быть центром силы и формирования политики в отношении Беларуси, а сейчас такими центрами являются Вильнюс и Варшава. «Мы должны работать в рамках имеющихся ресурсов — подполье, удержание молодежи в рамках европейских ценностей, не дать Беларуси скатиться в «русский мир», — подчеркнул Вячорка. О силовых методах смены режима в Беларуси пока речь не идет, отметил оппозиционер. «Никто — Украина, Польша, Литва — сейчас не позволит белорусской оппозиции сформировать военные формирования, которые бы претендовали на власть в Беларуси. В частности, потому, что Украина не заинтересована открывать северный фронт», — констатировал он.
Внутри Беларуси, признает белорусский политолог Вадим Можейко, сил для свержения режима Лукашенко недостаточно из-за репрессий. А по данным общественного представителя организации бывших сотрудников белорусских силовиков BelPol Матвея Купрейчика, сейчас в Беларуси не менее 30 процентов людей против Лукашенко и поддерживают Украину. «Не более 15 процентов — это те, кто поддерживает Лукашенко и против Украины. Остальным людям все равно, и за счет этого режим выживает», — заявил он DW. Купрейчик убежден, что после победы Украины и падения режима Лукашенко отношения Беларуси и Украины восстановятся автоматически.
Как относятся к белорусам украинцы
Впрочем, почти половина украинцев негативно относятся к гражданам Беларуси, свидетельствует телефонный опрос, проведенный в октябре и представленный белорусским научно-исследовательским институтом «Политическая сфера» во время Острожского форума во Львове. По его результатам, 49,7 процента украинцев относятся к белорусам «скорее плохо» или «очень плохо», тогда как более 35 процентов – «скорее хорошо» или «очень хорошо».
Остальные респонденты не определились. Эти пропорции фактически не меняются с 2022 года. Примечательно, что с 2022 года значительно уменьшилось количество тех, кто поддерживает полное прекращение отношений с властями Беларуси. В 2022 году таких было почти 58 процентов, а в 2025 году — 26,3 процента.
Долгое время украинское общество имело много иллюзий о Беларуси, отмечает представительница Миссии демократической Беларуси в Украине Светлана Шаталина. «Например, говорили, что там якобы хорошие дороги, все считали Лукашенко хорошим президентом. Я говорила украинцам, что в концлагере тоже были очень хорошие дороги», — отметила она. Лукашенко действительно пользовался симпатиями украинцев не менее полутора десятилетий. В частности, в 2019 году, по данным социологической группы «Рейтинг», он нравился 65 процентам украинцев. По последним данным «Рейтинга» по состоянию на февраль 2025 года, к Лукашенко положительно относятся только восемь процентов украинцев.
Угрозы со стороны Беларуси сохраняются
Сейчас в Беларуси создают военную инфраструктуру , которая не нужна стране, не готовящейся к войне, предупреждает представитель BelPol Владимир Жигар. «Многие белорусские предприятия раскроют свой полный потенциал в 2027 году. Что будет дальше? Это может быть использовано в войне против Украины, а может быть использовано и против стран НАТО», — отмечает он.
Член комитета Верховной рады по вопросам нацбезопасности и народный депутат от партии «Голос» Соломия Бобровская также предупреждает об угрозе со стороны режима Лукашенко. «Беларусь еще не сыграла финальный военный аккорд. И это касается не только угрозы для Украины, но и для стран Балтии. Они должны готовиться к вторжению, которое может быть не за горами», — говорит она.
Между тем Украина и белорусские демократические силы теряют время, делая вид, что ничего не происходит, критикует представитель Объединенного переходного кабинета Беларуси, бывший заместитель командира Полка имени Кастуся Калиновского (ПКК) Вадим Кабанчук . «Нужно развивать и строить долгосрочные проекты по предотвращению втягивания белорусов в войну, сдерживанию Лукашенко. Ошибочно думать, что можно договориться с диктатором или с его ближайшим окружением», — отмечает он.
По словам Кабанчука, в Москве сейчас есть инструменты, чтобы заставить белорусов воевать. «Это только вопрос времени и путинских планов», — отмечает он.















