В Молдове суды выносят десятки приговоров по делам активистов партии пророссийского бизнесмена Илана Шора. Финансирование из России, подкуп голосов и гибридные технологии Кремля поставили страну перед системным вызовом.В последнее время суды в различных регионах Молдовы регулярно оглашают приговоры по делам о незаконном финансировании политической партии «Шор» преступной группировкой. Деньги для этой признанной неконституционной в июне 2023 года политсилы шли из России, куда бежал заочно приговоренный к 15 годам тюрьмы за банковское мошенничество бизнесмен и основатель партии Илан Шор .
В середине ноября экс-председатель партячейки в городе Флорешты получил три года лишения свободы. А через три дня предстал перед судом его коллега из Бричан. Фабула дел похожая: финансирование и координация протестов в июле-октябре 2022 года, когда в центре Кишинева был разбит палаточный городок с целью свержения проевропейского правительства. Подобные дела превратились в конвейер, смешавшись с новыми расследованиями — перед парламентскими выборами, которые прошли в Молдове 28 сентября, активисты Шора снова скупали голоса.
Суды ждали результатов выборов 28 сентября
По данным Гениспектората полиции, только за период с 14 июля по 29 октября нынешнего года правоохранители составили около 7 тысяч протоколов за продажу голосов на парламентских выборах . Более 2,2 тысячи человек были освобождены от штрафа, так как стали сотрудничать со следствием. Остальным выписаны штрафы на общую сумму эквивалентную 4,8 миллиона евро.
С начала предвыборного периода по всей Молдове правоохранители провели около двух тысяч обысков , задержали десятки человек и возбудили несколько новых уголовных дел. В том числе по фактам проведения оплачиваемых протестов. А после выборов, где уверенно победили проевропейские силы, пошли и приговоры по делам, длившимся годами.
«Некоторые судьи ждали результатов выборов, ожидая, что политическая система в случае поражения проевропейских сил вернется в прежнее состояние», — говорит эксперт по безопасности сообщества WatchDog Андрей Курэрару. В пример он привел вердикт вице-председателю партии «Шор» Марине Таубер, вынесенный 30 сентября — то есть, через день после выборов. Приговор в 7,5 лет лишения свободы по делу о незаконном финансировании партии был вынесен заочно, так как обвиняемая с января 2025 года скрывается в Москве.
Илан Шор перегрузил суды Молдовы
А в данный момент, продолжает Курэрару, органы юстиции разыскивают еще одну соратницу Илана Шора, мэра города Оргеев Татьяну Кочу, которая пропала сразу после выборов и, по некоторым данным, также была замечена в Москве. Доведение уголовных дел до суда, отмечает эксперт, заставляет волноваться сторонников беглого олигарха, особенно когда они дают показания друг на друга, как было с руководителем отделения партии из Флорешт, признавшим вину ради более мягкого наказания в тюрьме полуоткрытого типа.
В то же время, отмечает эксперт, жители Молдовы ожидают реального наказания для верхушки группировки Илана Шора. В обществе есть нарекание, что огромные штрафы массово получили пенсионеры, продавшие голоса за 25 евро, но те, кто организовал раздачу денег, успели сбежать.
«Счет приговоров идет на десятки, осуждены некоторые региональные лидеры структур Шора, но, чтобы была уверенность в очищении системы, обвинительных вердиктов должны быть сотни», — говорит Курэрару. Насколько Молдова избавилась от влияния Илана Шора будет видно по результатам кампании по выборам Народного собрания Гагаузии, которое пройдет весной 2026 года. Ведь именно эта автономия была «центром покупки голосов».
К поражению Илана Шора в Молдове нужно относиться осторожно, считает кишиневский политолог Виталий Андриевский. Даже проиграв, беглый олигарх сумел добиться неожиданного эффекта — уголовными делами против своих сторонников перегрузил судебную систему Молдовы. Только по делам о продаже голосов на президентских выборах 2024 года в судах оспариваются более 15 тысяч штрафов. Расследование таких дел вызвало нехватку ресурсов для спецслужб, прокуратуры и полиции, нанеся удар по всей правоохранительной системе.
Молдова стала пилотным проектом для гибридных технологий Москвы
Молдова стала пилотным проектом для гибридных технологий России, указывает Андриевский, а Илан Шор — одним из инструментов для решения более глобальных задач. Находясь в Москве, беглый олигарх масштабирует их и выходит на другие страны СНГ. В данный момент созданная им весной 2024 года в Москве неправительственная организация «Евразия» готовит специалистов для пророссийского телеканала «Номад» в Кыргызстане , а в Бишкеке в ноябре открылся уже пятый социальный магазин для пенсионеров и малоимущих.
В Молдове через такие торговые точки со сбором данных клиентов Шор набирал базу для покупки голосов и участия в протестах, напоминает Виталий Андриевский: «Кремль осознает, что такие гибридные действия эффективнее, чем прямое вооруженное вмешательство, и схема может работать даже в странах ЕС».
Спецслужбы все знали, но действуют только сейчас
Виталий Андриевский отмечает, что Молдова впервые в истории занялась расследованием системной избирательной коррупции, поэтому на отладку механизма потребовалось много времени. Спецслужбы годами отслеживали потоки денег, направленные на подкуп голосов, но собрать улики против тысяч человек и доказать их вину в суде крайне сложно.
Поэтому только 19 ноября стало известно о возбуждении уголовного дела Национальным центром по борьбе с коррупцией по фактам, которые Служба информации и безопасности (СИБ) опубликовала еще в ноябре 2023 года. Речь идет о подозрительных переводах более 1 миллиона евро, совершенных накануне местных выборов гражданином России и Израиля Игалом (Игорем) Шведом из казахстанского банка в адрес местных органов власти в Гагаузии, в также в Оргеевском и Тараклийском районах Молдовы, ранее подконтрольных Илану Шору.
Шор действовал с размахом, поясняет Андрей Курэрару, кроме покупки голосов он, чтобы поднять свой рейтинг, реально вкладывал деньги в социальные и инфраструктурные проекты вроде ремонта дорог или детсадов в рамках политического проекта «Молдавское село» (в противовес правительственной программе «Европейское село». — Ред.). Некоторые бизнесмены подавали заявки в госорганы и даже не знали, что вместо государства их финансирует преступная группа.















