Россия будет готова нанести военный удар по Литве, если страна полностью остановит транзит в Калининградскую область . С таким заявлением выступил депутат Госдумы РФ Андрей Колесник. Эта угроза в адрес Литвы прозвучала на фоне решения «Литовских железных дорог» (ЛЖД) прекратить перевозку грузов российской нефтяной компании «Лукойл».
В Вильнюсе объясняют этот шаг новыми санкциями США и Великобритании против России. Они были введены в середине октября, а 21 ноября истек переходный период — до этого момента предприятия обязали завершить и окончательно свернуть все операции с подсанкционными лицами и компаниями.
Насколько критичен для Калининградской области запрет на провоз грузов «Лукойла» и может ли эта ситуация привести к новому витку напряжения в отношениях Москвы и Вильнюса , DW спросила у экспертов.
«Ни одного евро на агрессивную войну»
«ЛЖД не будут осуществлять перевозки, в цепочке которых так или иначе участвуют санкционированные США и Великобританией «Лукойл» и (или) «Роснефть», а также связанные с ними компании. Принцип санкций очень простой — ни один евро не должен попасть туда, где он превращается в оружие против демократических стран», — сказал в разговоре с DW Александр Зубряков, член совета директоров ЛЖД.
По его словам, у литовской госкомпании и до этого не было прямых контактов с попавшим под санкции «Лукойлом». Грузы по территории страны перевозили предприятия-экспедиторы. По итогам минувшего года, ЛЖД доставили в Калининградскую область 371 тыс. тонн нефтепродуктов. Абсолютное большинство из них пришлось именно на поставки «Лукойла».
Не первый конфликт вокруг транзита грузов
Летом 2022 года между Литвой и Россией уже имел место конфликт по поводу транзита. Тогда Вильнюс остановил перевозки до 50% всех грузов между Калининградской областью и остальной частью России. Под ограничения попали сталь, цемент, табак, алкоголь, древесина, уголь, некоторые виды химикатов, предметов роскоши, икра и нефтепродукты. Российские власти и государственные СМИ называли это блокадой. В Литве объясняли решение пятым пакетом санкций Евросоюза против РФ.
В адрес литовских властей посыпались угрозы со стороны российских политиков. В Калининград лично прилетел тогдашний секретарь Совбеза РФ и бывший глава ФСБ Николай Патрушев. Он предупредил Литву «о последствиях, которые окажут серьезное негативное влияние на население». Мировые СМИ принялись всерьез обсуждать вопрос о возможном начале новой войны в регионе.
В конце концов, в дело вмешалась Еврокомиссия , которая дала понять, что ограничения можно трактовать по-разному. Для транзита в Калининградскую область сделали исключение. Поставки гражданских грузов , в том числе подсанкционных, через Литву все-таки разрешили, но только по железной дороге.
На что повлияет прекращение поставок «Лукойла»
По словам старшего аналитика Вильнюсского центра геополитики и безопасности Владимираса Лаучюса, сегодняшняя ситуация вряд ли приведет к серьезному обострению отношений между Москвой и Вильнюсом. В 2022 году у власти в Литве находились правые партии, которые проводили «ястребиную внешнюю политику», а сейчас большинство в парламенте у левоцентристов.
«Я сильно сомневаюсь в том, что в данной ситуации — остановке транзита грузов «Лукойла» — есть политическая подоплека. Решение ЛЖД, в первую очередь, связано с американскими санкциями и рисками, которые бы возникли у литовских перевозчиков, если будет нарушен санкционный режим, — говорит он DW. — Между тем в 2020-2024 годах местная политическая конъюнктура была иная. Она определялась влиянием тогдашней правящей политической силы — консервативной партией «Союз Отечества — Христианские демократы Литвы». Эти ястребы проводили именно ту жесткую линию, которая не вписывалась даже в политику Евросоюза».
В самой Еврокомиссии пока не давали никаких оценок по последнему решению ЛЖД прекратить перевозки грузов «Лукойла».
Литва нарушает договоренности?
Тем временем бывший министр иностранных дел Литвы Антанас Валёнис (2000-2006), который в свое время лично вел переговоры по транзиту в Калининград, говорит о том, что Вильнюс не нарушает, как утверждает российская сторона, никаких договоренностей между Москвой и Евросоюзом о снабжении эксклава.
«Я много работал над тем, как этот транзит будет организован в первой половине 2000-х. Даже привозил в Литву тогда еще очень молодого министра Лаврова. Он буквально только вступил в должность, — вспоминает дипломат. — Нефтепродукты сами по себе не являются товаром двойного назначения, однако мы обязаны прекратить их поток, после того как США ввели санкции. Участвовать в финансировании агрессивной войны РФ против Украины мы точно не намерены», — сказал он DW.
Иначе на ситуацию смотрит другой бывший министр иностранных дел Литвы Повилас Гилис (1992–1996), которого в Литве часто упрекают в пророссийской риторике. По его мнению, ЛЖД неверно трактует механизм санкций. «Притворяются, что не различают понятия «экспорт» и «транзит». Санкции США введены против экспорта, а не против перевозок нефти из одной части РФ в другую. Мы нарушаем соглашение между ЕС и Россией о транзите в Калининград «, — пишет он в соцсетях.
Взгляд из Калининграда
Несмотря на то, что в Федеральном собрании РФ и со стороны российских государственных медиа тема транзита используется как повод для новых нападок на Литву в частности и ЕС с НАТО в целом, в самом эксклаве к решению ЛЖД отнеслись спокойно. «Остановка транзита грузов «Лукойла» не повлияет на поставки топлива в Калининградскую область», — заявили в областном министерстве инфраструктуры.
С такой же оценкой в разговоре DW выступил и главный редактор одного из ведущих калининградских деловых изданий Никита Кузьмин. «На самом деле это уже не представляет проблемы: за последние два-три месяца «Лукойл» полностью перевел перевозку своих нефтепродуктов на паромную линию. Иными словами, в последнее время по железной дороге через территорию Литвы физически ничего не транспортировалось».
Областные власти утверждают, что последовательно уменьшают зависимость от сухопутного транзита. Доля морских перевозок в Калининград по итогам минувшего года достигла 60%. Однако Литва по-прежнему очень важна для логистики в регионе, говорит Никита Кузьмин. «Количество доступных судов в любом случае ограничено — прежде всего, речь идет о крупных паромах, способных перевозить как автомобили, так и железнодорожные составы, а также судах, предназначенных исключительно для перевозки накатной техники. Именно такие фуры, например, еще недавно не могли беспрепятственно пересечь границу Литвы и Беларуси из-за действующих ограничений. Кроме того, существует множество дополнительных факторов. Сейчас зимний период, и Балтийское море в это время особенно подвержено штормам. Это напрямую отражается на расписании: мы видим, что действующим паромам требуется значительно больше времени, чтобы добраться из Калининградской области в Ленинградскую».

