Правящая партия Японии размышляет над отказом от трех неядерных принципов на фоне обострившихся отношений с Китаем и КНДР. Позиция Токио вызвала резкую критику в самой Японии.Правящая в Японии Либерально-демократическая партия намерена обсудить политику безопасности нации в то время как страна столкнулась с растущими вызовами в этой области в Северо-Восточной Азии. Дискуссии ожидаются, в частности по вопросу, следует ли Японии отказаться от трех неядерных принципов — не владеть ядерным оружием, не производить его и запретить ввоз этого вида оружия массового уничтожения на японскую территорию.
Возможность того, что единственное государство в мире, пострадавшее от ядерных ударов во время войны, может изменить свою позицию на 180 градусов и в перспективе получить собственное ядерное средство сдерживания, вызвала яростную критику в Японии в год 80-летия ядерных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки и окончания Второй мировой войны.
«Три неядерных принципа являются основополагающей национальной политикой, которая зиждется на национальном консенсусе», — подчеркнул Акира Кавасаки, член исполнительного комитета японской некоммерческой организации Peace Boat и сопредседатель еще одной НКО, «Сети за ликвидацию ядерного оружия». Парламент Японии в свое время одобрил резолюции в поддержку этих принципов, а прежние премьер-министры обещали придерживаться их, указал Кавасаки.
«Я был очень удивлен, узнав, что правительство может пересмотреть неядерные принципы. Группы, выступающие за мир, и объединения, представляющие интересы хибакуся (выживших в ядерных бомбардировках. — Ред.), тоже шокированы», — заявил Кавасаки в беседе с DW.
Сменит ли Токио курс в отношении ядерного оружия?
Дискуссия разгорелась 11 ноября, когда премьер-министр Санаэ Такаити, выступая перед одним из парламентских комитетов, отказалась подтвердить, что ее правительство сохранит приверженность трем принципам, официально утвержденным в 1971 году.
Через несколько дней, 20 ноября, масла в огонь подлил глава политического совета либерал-демократов Такаюки Кобаяси, заявив, что предстоящий анализ стратегии безопасности Японии коснется всех областей. «Наша ответственность как правящей партии — вести переговоры без каких-либо «священных коров», — отметил Кобаяси. — Нам следует обсудить различные темы». Правительство также намерено пересмотреть расходы на оборону и к концу апреля 2026 года представит предложения по всем аспектам национальной безопасности.
Но эти планы натолкнулись на яростное сопротивление. В редакционной статье в ежедневной газете «Майнити симбун» говорилось: «Пересмотр этого принципа означал бы отход Японии от пути мирной нации. Если Такаити будет отстаивать свою точку зрения и действовать необдуманно, это оставит незаживающий шрам».
В то же время в статье признавалось, что «ситуация с безопасностью в Японии, несомненно, стала более напряженной». Авторы указывали на войну России против Украины и ускорение ядерной программы Северной Кореи. «Но отвергать японские идеалы значило бы уничтожить десятилетия работы по запрету ядерного оружия. Это также вызвало бы обеспокоенность среди государств-соседей», — говорилось в публикации.
Что говорят выжившие в ядерных бомбардировках
Аналогичной точки зрения придерживается и бывший премьер-министр Японии, а ныне лидер оппозиционной Конституционно-демократической партии Ёсихико Нода. Японии следует «взять на себя ведущую роль» в содействии запрету ядерного оружия, заявил политик, в середине ноября, пообещав на пресс-конференции, что он будет противиться изменению неядерных принципов.
Критику в адрес властей выразила и «Нихон хиданкё», Японская конфедерация организаций пострадавших от атомных и водородных бомб. Объединение «решительно выступает против» попыток подорвать принципы, говорилось в заявлении конфедерации 20 ноября. Выжившие после бомбардировок Хиросимы и Нагасаки «не могут допустить, чтобы в Японию ввезли ядерное оружие, или чтобы страна стала базой для ядерной войны или целью ядерных атак», подчеркивалось далее. А 92-летний участник «Нихон хиданкё» Теруми Танака в беседе с информагентством Kyodo назвал ядерное оружие «инструментом дьявола».
По словам Акиры Кавасаки, соцопросы последнего десятилетия не раз показывали, что около 70 процентов жителей Японии выступают за сохранение трех неядерных принципов, несмотря на рост геополитической напряженности в регионе. В последнее время ситуация обострилась, после того как Такаити заявила, что нападение Китая на Тайвань стало бы экзистенциальной угрозой для Японии и потребовало бы развертывания японских Сил самообороны.
Напряженность в отношениях Пекина и Токио
После выступления японского премьер-министра Пекин и Токио обменялись резкими заявлениями. Китайские СМИ транслировали видеоролики, содержащие антияпонскую пропаганду, а власти КНР ввели санкции в отношении Японии и обвинили Токио в провоцировании напряженности в регионе.
Президент США Дональд Трамп, заявивший в октябре, что его администрации удалось завершить восемь геополитических конфликтов, не комментировал разногласия между двумя азиатскими странами. При этом председатель КНР Си Цзиньпин в ходе телефонного разговора с главой Белого дома 24 ноября заявил Трампу, что «возвращение» Тайваня «в состав Китая» является ключевым элементом пекинского видения миропорядка, сообщило китайское агентство «Синьхуа».
Между тем министр обороны Японии Синдзиро Коидзуми 23 ноября посетил остров Йонагуни на юго-западе префектуры Окинава, лежащий в 110 километрах от Тайваня, с целью осмотреть место будущего размещения батареи новых ракет средней дальности класса «земля-воздух». Китай отреагировал на поездку Коидзуми и назвал размещение ракет попыткой «создать напряжение в регионе и спровоцировать военную конфронтацию».
Угроза региональной гонки вооружений
Япония долгое время фактически содействовала признанию ядерного оружия, поскольку она зависела от «ядерного зонтика» Соединенных Штатов, и закрывала глаза на наличие ядерного оружия США на своей территории, в том числе на борту военных кораблей, отметил профессор Мельбурнского университета и сопредседатель международного движения «Врачи мира за предотвращение ядерной войны» Тильман Рафф. Но обладание собственным ядерным потенциалом стало бы гораздо более серьезным шагом.
«Если бы Япония развернула собственное ядерное оружие, это стало бы очень значительным событием, — указал собеседник DW. — Это дестабилизировало бы всю Северо-Восточную Азию и, возможно, спровоцировало бы распространение ядерного оружия». По словам Тильмана, такое развитие событий «значительно повысило бы вероятность того, что ядерное оружие развернет и Южная Корея, что в итоге поспособствует региональной гонке вооружений».
«Но я думаю, что японская общественность испытывает серьезную обеспокоенность», — добавил ученый. В Японии очень остро реагируют (на тему оружия массового уничтожения. — Ред.), что основано на знании и отвращении к тому, что в действительности делает ядерное оружие, отметил профессор Мельбурнского университета.















