В Иране цены на бензин для покупателей больших объемов топлива вырастут вдвое. Власти хотят контролировать потребление бензина и пресечь контрабанду, но рискуют вызвать протесты.Жители Ирана, покупающие свыше 160 литров бензина в месяц, в скором времени будут платить за топливо значительно больше остальных. С 6 декабря вступит в силу третья ступень в системе ценообразования, заявило правительство Исламской Республики в конце ноября.
В Иране на бензин распространяется масштабная программа субсидий. Страна обладает четвертыми по величине запасами нефти и вторыми по величине запасами природного газа в глобальном масштабе, предлагая самый дешевый бензин в мире.
Первые 60 литров в месяц потребители по-прежнему смогут покупать по цене 15 000 риалов за литр (около 0,31 евро), следующие 100 литров — по 30 000 риалов за литр (0,62 евро). За каждый литр сверх этого объема придется отдать уже 50 000 риалов (1,02 евро).
Тегеран пошел на этот шаг на фоне растущей необходимости сократить субсидии на топливо. Иранская экономика уже много лет страдает от глубокого кризиса, усугубляемого хроническим неэффективным управлением, коррупцией и международными санкциями.
Структурные проблемы экономики Ирана
Экономист Джамшид Асади считает повышение цен оправданным. «Себестоимость производства топлива в Иране в двадцать раз превышает установленную государством цену. Субсидии приводят к чрезмерному внутреннему потреблению и масштабной контрабанде. По оценкам, ежедневно из Ирана контрабандой вывозится от 20 до 30 млн литров», — заявил он в интервью DW.
Контрабанда бензина в соседние государства, такие как Афганистан и Пакистан — процветающий бизнес. Там литр бензина стоит от 80 до 90 центов США (69-77 евроцентов). Учитывая высокие государственные расходы и хронический бюджетный дефицит в Иране, повышение цен давно назрело, считает Асади, проживающий во Франции.
Однако Тегеран использует эту меру для маскировки структурных проблем, подчеркивает экономист: «Десятилетия политической напряженности в отношениях с Западом привели к санкциям. А недостаточные инвестиции в нефтяную отрасль и практически монополия Корпуса стражей исламской революции (на этот сектор иранской экономики. — Ред.) препятствуют конкуренции и эффективному контролю за ценами и производством».
За последние десятилетия Корпус стражей исламской революции значительно расширил свое экономическое влияние и тесно связан с нефтегазовой отраслью страны. «Пока эти проблемы не решены, государство продолжит перекладывать бремя на население, не проводя фундаментальные реформы», — предупреждает собеседник DW.
Рост цен на бензин вызовет инфляцию
В Иране стоимость бензина считается «матерью инфляции». Когда цены на топливо растут, растут и транспортные расходы, а это вызывает эффект домино для цен на все остальное. В 2019 году повышение цен спровоцировало общенациональные протесты, которые были жестоко подавлены. По данным правозащитной организации Amnesty International, погибли не менее 304 человек. Другие источники называют цифры до 1500 погибших.
Тогда бензин в одночасье подорожал в полтора раза без публичного обсуждения. На этот раз повышение проходит в несколько этапов, ему предшествовали дискуссии в парламенте и освещение в СМИ на протяжении нескольких месяцев. Тем не менее Асади предупреждает, что протесты могут вспыхнуть вновь. «Учитывая высокий уровень инфляции, превышающий 40 процентов, и растущую бедность, социальная напряженность вполне вероятна», — говорит он.
На следующий день после заявления кабинета министров о ценах на бензин пресс-секретарь правительства Фатеме Мохаджерани заявила в интервью Radio Goftugo, что цель этого шага — «обеспечить справедливые цены на топливо и предотвратить растрату государственных ресурсов». Более 80 процентов владельцев персональных топливных карт не заметят никаких изменений в своих лимитах или ценах, заверила она.
Неэффективное госуправление, организованная контрабанда
Повышение цен на бензин при покупке объемов более 160 литров призвано снизить стимулы к контрабанде и взять под контроль потребление этого топлива. Но эксперт по энергетической стратегии из Университета Джорджа Мейсона в США Омид Шокри настроен скептически. «Иранское правительство до сих пор не положило конец контрабанде топлива по ряду структурных причин», — отмечает он.
Этому мешают неэффективное управление, отсутствие систем контроля и систематическая коррупция, например, слабый пограничный контроль и большая разница в ценах на топливо в Иране и за его пределами, поясняет Шокри. Эти факторы играют на руку деятельности организованных групп контрабандистов, добавляет собеседник DW.
Одно лишь повышение цен едва ли решит основные проблемы. Хотя население Ирана живет в неудовлетворительных условиях, а социальное недовольство нарастает, правительство оправдывает повышение цен на бензин стремлением сократить бюджетный дефицит, отмечает Шокри.















