Президент Дональд Трамп объявил о закрытии воздушного пространства над Венесуэлой. Ранее он сообщил, что военные США начнут на суше борьбу с венесуэльскими наркоторговцами. Эксперты объяснили DW, что за всем этим стоит.На фоне растущего напряжения между США и Венесуэлой президент Дональд Трамп 30 ноября сообщил журналистам, что разговаривал по телефону с президентом Николасом Мадуро. Впрочем, о чем шла речь, он не сказал. За день до этого газета The Washington Post со ссылкой на высокопоставленного американского чиновника сообщила, что военные самолеты США уже «почти постоянно» патрулируют небо у берегов Венесуэлы. А перед этим президент Трамп написал в своей соцсети Truth Social, что воздушное пространство над Венесуэлой следует считать «полностью закрытым». Это послание он адресовал «всем авиалиниям, пилотам, торговцам наркотиками и тем, кто занимается контрабандой людей». По данным сервиса Flightradar24, небо над южноамериканской страной практически полностью свободно от самолетов.
Власти Венесуэлы назвали слова Трампа нарушением международного права, заявив об угрозе суверенитету страны и авиационной безопасности. Каракас также обратился в ООН с просьбой осудить высказывания американского лидера.
Между тем аналитики выражают сомнения в том, что США вторгнутся в Венесуэлу. По их мнению, Трамп сейчас действует согласно своей давней стратегии: сначала обострить конфликт до предела, чтобы потом вести переговоры на более выгодных для себя условиях.
Американская операция «Южное копье» и наркотрафик
На прошлой неделе Дональд Трамп объявил, что американские военные «очень скоро» начнут на суше борьбу с венесуэльскими наркоторговцами. Перед этим он сообщил, что маршрут через Карибское море стал в значительной степени непривлекательным для наркоторговцев из Южной Америки. Теперь их, по выражению хозяина Белого дома, будут останавливать и на суше. Трамп при этом не уточнил, что именно он имел в виду.
С начала сентября Соединенные Штаты атаковали в южной части Карибского бассейна около 20 катеров и моторных лодок, в основном из Венесуэлы, на которых, предположительно, перевозились наркотики. В результате атак погибло более 80 человек. В Каракасе эти действия называют «внесудебными казнями». Международные наблюдатели и эксперты также считают их явным нарушением международного права.
Однако, похоже, гораздо больше венесуэльское руководство беспокоит связанная с этим демонстрация силы со стороны Вашингтона. За последние три месяца ВМС США сосредоточили значительные силы у побережья Венесуэлы. В военной операции США, получившей название «Южное копье», задействовано около 12 000 солдат и около десятка военных кораблей, включая крупнейший в мире авианосец Gerald Ford.
Возглавляемая президентом Николасом Мадуро Единая социалистическая партия Венесуэлы (PSUV), которая находится у власти уже более 20 лет и правит все более авторитарно, видит в происходящем прямую угрозу для суверенитета страны и для себя.
Официально операция «Южное копье» направлена против наркотрафика из Южной Америки в Соединенные Штаты. Однако столь масштабное развертывание войск вызывает у многих наблюдателей сомнения в том, что это ее единственная цель. В качестве возможных мотивов Вашингтона называются геополитические интересы, такие как противодействие влиянию Китая и России в регионе, а также экономические соображения. Ведь Венесуэла — страна с крупнейшими в мире запасами нефти.
Наркокартель признан США террористической организацией
То, что Вашингтон стремится оказать давление на власти Венесуэлы, неоспоримо. Дональд Трамп неоднократно называл президента Николаса Мадуро и его правительство наркотеррористами. США назначили награду в 50 миллионов долларов за поимку Мадуро — в два раза больше, чем было предложено за Усаму бен Ладена, предполагаемого организатора терактов 11 сентября 2001 года.
С начала недели «картель де лос Солес» (Cartelde los Soles), предположительно возглавляемый Мадуро, был официально признан США террористической организацией. Названный в честь нашивки на форме венесуэльских офицеров, картель предположительно является преступной организацией, имеющей корни в армии Венесуэлы. А партия, возглавляемая Мадуро, исторически опиралась на армию. Это, наряду с превращением Венесуэлы, как считают ряд наблюдателей, в один из важнейших центров наркоторговли в Южной Америке, усиливает подозрения, что власти страны вовлечены в наркотрафик.
В Вашингтоне утверждают, что «картель де лос Солес» — это реально существующая организация, тесно связанная с госструктурами Венесуэлы, бенефициарами которой является верхушка режима Мадуро. Ряд экспертов при этом сомневается, что речь идет о настоящем наркокартеле, напоминая, что изначально сам термин «картель де лос Солес» появился как обобщенная характеристика коррупции в Венесуэле.
Венесуэла готовится ответить — и не только на словах
Президент Мадуро решительно отрицает существование «картеля де лос Солес». Он назвал обвинения со стороны Вашингтона «смехотворной ложью», призванной оправдать «незаконную интервенцию» в Венесуэлу. В то же время президент и ключевые члены его правительства делают ставку на подъем венесуэльского национализма. Министр обороны Владимир Падрино Лопес, выступая 27 ноября на церемонии в честь 105-й годовщины создания венесуэльских ВВС, призвал сограждан, если потребуется, «защищать страну даже ценой собственной жизни».
С сентября правительство обучило обращению с оружием тысячи венесуэльцев и мобилизовало десятки тысяч ополченцев. Ожидается, что в начале ноября вооруженные силы проведут масштабные учения с участием около 200 000 военнослужащих и членов военизированных формирований. Это почти две трети нынешней численности ВС Венесуэлы. К ним, по словам Мадуро, также могут добавиться еще 4,5 миллиона обученных военному делу граждан.
Планирует ли Трамп смену режима в Каракасе?
Своим расплывчатым заявлением о сухопутной военной операции Дональд Трамп вновь подогрел обвинения в желании США свергнуть режим Мадуро силовым путем. Многие эксперты по-прежнему считают такой сценарий маловероятным.
Один из них — Кристиан Цвик, австрийский историк Латинской Америки из университета Клагенфурта. «Я не верю, что Соединенные Штаты планируют наземное вторжение в Венесуэлу, это может стать для них новым Вьетнамом», — полагает он. В середине 60-х годов США вмешались во Вьетнамскую войну, попытавшись склонить чашу весов в пользу антикоммунистического Южного Вьетнама. В итоге война закончилась поражением Южного Вьетнама, он был в 1975 году объединен к Северному, который поддерживали СССР и Китай.
Однако точечные ракетные или авиаудары по предполагаемой инфраструктуре контрабанды наркотиков в Венесуэле рассматриваются в качестве возможных не только Цвиком. Целью их может быть дестабилизация руководства партии Мадуро, считает Гюнтер Майхольд (Günther Maihold), политолог из Свободного университета Берлина. Однако пока никаких признаков этого он не видит. Более того, подчеркивают оба эксперта, удар США по Венесуэле способен вновь сплотить вокруг правительства фактически глубоко расколотое на данный момент венесуэльское общество.
Трамп на самом деле хочет заключить сделку с Венесуэлой?
Таким образом, есть объяснение тому, что Трамп — судя по всему, одновременно с очередными угрозами — сделал Мадуро предложение провести переговоры. Об этом на прошлой неделе сообщил новостной портал Axios со ссылкой на источник в американском правительстве.
Такое развитие событий не удивляет Франсиско Родригеса, политолога из Денверского университета. «В течение обоих сроков своего президентства Трамп последовательно решал сложные проблемы внутренней и внешней политики, используя стратегию, изложенную им в изданной еще в 1987 году книге «Искусство заключать сделки»: сначала довести до эскалации конфликта, чтобы потом вести переговоры (в более выгодных для себя условиях. — Ред.)», — написал Родригес неделю назад в журнале Foreign Affairs.
Аналитик международной кризисной группы (ICG) Филлип Гансон придерживается аналогичного мнения: «Похоже, интуиция подсказывает Трампу, что лучше вести переговоры, чем ввязываться в войну». Однако дальнейшая эскалация ситуации вокруг Венесуэлы представляется практически неизбежной. Поскольку, по оценке Гансона, угрозы Трампа до сих пор не дали результата: «Если давление не сработает и не последует военной реакции со стороны Соединенных Штатов, американскому флоту придется уйти, так и не выполнив свою миссию — со всеми вытекающими политическими последствиями».















