Скандал с квартирой Долиной — только повод выплеснуть эмоции. У каждого они разные, от страха войны до социальной неустроенности — но вот сейчас сошлись в одной точке, считает Иван Преображенский.В России, как утверждается, новое явление — «эффект Долиной». Известная певица внезапно и помимо собственного желания оказалась в центре общественного внимания, с помощью административного ресурса отсудив украденную у нее мошенниками квартиру. Госдума уже рассматривает поправки по ее «прецеденту», а россияне хейтят Долину за ее жадность. Народ потерял терпение, ощутив, насколько лучше живется в стране немногим «избранным», но обратил свою ненависть не на источник проблемы, то есть режим Путина, а на его одну из его мелких беницифиарок.
Лариса Долина и «пенсионерская схема»
Очень часто среди новостей в последние годы попадаются сообщения о том, как разные важные «шишки» в России, которые вроде бы, судя по занимаемым должностям, должны как минимум понимать, что делают, попадаются на удочку мошенников. Но не понимают, что часто связано в возрастными изменениями — путинская элита не молодеет.
Кого-то обманывают по телефону, других обворывают, а певица Лариса Долина оказалась жертвой квартирных мошенников. Ее обманом лишили 175 млн рублей и заставили по заниженной цене продать квартиру, которая однако досталась не жуликам, а добросовестной приобретательнице. В итоге, как пишут в соцсетях, после личного вмешательства Владимира Путина суд постановил не только вернуть квартиру, но и деньги покупательнице разрешил не отдавать.
Как результат, по форме этот процесс оказался похож на популярную в последнее время мошенническую схему , когда имущество, принадлежащее формально пожилым людям, продают, а потом оспаривают сделку под предлогом того, что продавец якобы не понимал, что делал. Деньги же за это время уже тратятся. Это якобы и стало причиной хейта в отношении Долиной, ведь она тоже не вернула деньги покупательнице.
В итоге кейс уже обсуждают в Госдуме, где собираются пересмотреть законодательство, регулирующее продажу недвижимости, введя, например, специальный семидневный период «подмораживания» сделки, когда ее можно оспорить. Все ждут, что Верховный суд пересмотрит решение по делу Долиной. Ну а в соцсетях, а затем и в офлайне певица стала объектом жесткого хейта.
Народ против Ларисы Долиной?
Можно сказать, что в медиа и соцсетях «суд» над самой певицей уже состоялся — все желающие выступили присяжными и приговор вынесен: виновна. На ее концерты сдают билеты. Ее вырезают из фильмов, опасаясь падения просмотров. В дом, где находится злополучная квартира в Москве, не доставляют еду. Рестораны, салоны красоты и даже кинотеатры завляют, что не пустят певицу на порог. Дошло даже до родных и близких. Медиа радостно сообщают, что налоговая служба ликвидировала благотворительный фонд , где учредительницей была дочь Ларисы Долиной.
Если бы так же активно россияне протестовали, например, против конституционного переворота, который провел Владимир Путин в 2020 году, возможно, власти поостереглись бы так нагло «обнулять» его сроки пребывания на посту президента. Про войну такого, впрочем, не скажу, потому что протесты были более чем активными, но их успешно подавили. Так или иначе, сам по себе «проступок» Ларисы Долиной явно не стал бы в нормальных условиях поводом для такой массовой общественной кампании, даже если бы она вдруг оказалась спущена сверху — из Кремля, например, для отвлечения внимания от войны против Украины и мирных переговоров.
Путина критиковать нельзя, а Долину можно
Причина такого массового хейта, хоть и явно кем-то подогретого, явно глубже. Это фрустрация усталого и запуганного, разобщенного общества и поиск так называемой «точки общего действия». То есть точки, где сходится недовольство самых разных слоев населения по часто совершенно несхожим поводам. Иногда с таких «точек» начинаются революции и народ «выносит» правителей из дворцов.
Но не в России. Там сегодня этого не происходит — при наличии явного массового недовольства властью, постепенного — но ощущаемого обществом как проблема — снижения уровня жизни, массовых невыплат зарплат, фобий перед мигрантами, взаимной давно накопленной ненависти, при наличии глубокого разочарования в том, что никак не закончится война против Украины, и даже вмешательство Дональда Трампа не помогло пока ее прекратить.
Недовольство «привилегированностью» Ларисы Долиной приводит к тому, что именно она становится объектом хейта. Путина попробуй покритикуй — можно и за решетку угодить. Но можно сконцентрировать свое недовольство на Долиной. Она просто проекция — страхов, ненависти, недовольства. Но никак не точка сбора для какого-то общего действия, способного разрешить проблемы этой «совокупности недовольных».
Автор: Иван Преображенский, кандидат политических наук, эксперт по Центральной и Восточной Европе, обозреватель ряда СМИ. Автор еженедельной колонки на DW. Иван Преображенский — в Facebook.
Комментарий выражает личное мнение автора. Оно может не совпадать с мнением русской редакции и Deutsche Welle в целом.

