На фоне коррупционного скандала в Украине после обысков у Андрея Ермака, за которыми последовала его отставка, ему так и не вручили подозрение. Ермак заявил, что пойдет на фронт. Что ждет экс-главу Офиса президента?Теперь уже бывший руководитель Офиса президента Украины (ОП) Андрей Ермак заявил, что идет на фронт. Об этом он сообщил корреспондентке газеты The New York Post вскоре после своей отставки и обысков Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ) и Специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП) в его жилище. «Я иду на фронт и готов к любым репрессиям, — цитирует издание Ермака. — Я честный и порядочный человек». При этом он не уточнил, когда именно намерен отправиться на передовую и в каком боевом подразделении будет служить.
В ВСУ Ермаку обещают жизнь «обычного бойца без прошлого»
После этого заявления бывший народный депутат, а ныне военнослужащая ВСУ Татьяна Чорновол заявила о готовности взять экс-главу ОП в свое подразделение. Чорновол отметила, что если он действительно хочет на фронт, то может начать жизнь «обычного бойца без прошлого».
«Готова взять Ермака в свой взвод. Я без иронии и сарказма. Реально мне нужны бойцы, мне очень их не хватает. Условия у меня хорошие. Я берегу своих, уважаю, каждому находится работа по его способностям. Мы маленький взвод, отрезаны от всего мира, живем только своими подвалами-позициями и нашей боевой работой, никаких контактов и публичности. Занимаемся только войной, никакой политики. Поэтому если Ермак действительно хочет на фронт и действительно воевать, возьму к себе», — написала Татьяна Чорновол в Facebook. Об ответе Андрея Ермака на приглашение на момент выхода материала информации не было.
По мнению доцента Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, политолога Игоря Рейтеровича, даже с формальной точки зрения Андрей Ермак вряд ли сможет оказаться на передовой — из-за своего статуса носителя государственной тайны. «Господин Ермак, наверное, прекрасно знает, что он является человеком, который был и остается носителем государственной тайны. Он имел доступ к государственной тайне, и это же никуда не делось, как, собственно, и те знания, которые у него есть. Россияне были бы очень сильно заинтересованы в том, чтобы эти тайны каким-то образом получить», — пояснил Рейтерович.
Коррупционный скандал: Андрей Ермак — ни подозреваемый, ни обвиняемый
После заявления Андрея Ермака о том, что он отправляется на фронт, народный депутат от фракции «Слуга народа» Марьяна Безуглая предположила, что это может быть попыткой избежать уголовной ответственности. «Не хочется сравнивать Андрея Ермака с Романом Насировым… Это эмоциональный благородный порыв?», — написала Безуглая в Facebook.
Еще до отставки и проведения у Андрея Ермака обысков НАБУ и САП народный депутат от оппозиционной фракции «Голос» Ярослав Железняк заявлял, что тогдашний глава Офиса президента якобы также фигурирует в коррупционной схеме с хищениями в НАЭК «Энергоатом» , в частности, на «пленках Миндича» под прозвищем «Али-Баба». По словам Железняка, после скандала с расследованием «Али-Баба» якобы проводил совещания с силовиками о том, как остановить НАБУ и привлечь к ответственности его детективов. Народный депутат утверждает, что «Али-Баба» — по инициалам имени и отчества (Андрей Борисович) — это Ермак.
Железняк также заявил, что наличие отдельного кодового имени свидетельствует о том, что Ермак был в курсе коррупционных схем и тесно контактировал с Тимуром Миндичем, который, по версии оппозиционного депутата, способствовал его назначению на пост главы Офиса президента. Железняк также обвиняет Ермака в том, что тот руководил операцией с целью ограничения независимости НАБУ и САП в июле 2025 года.
Однако официально НАБУ не сообщило Андрею Ермаку никакого подозрения и не прокомментировало детали обыска, который детективы провели на прошлой неделе. Также неизвестно, в рамках какого уголовного производства этот обыск осуществлялся. «Что касается конкретно дела Ермака — это еще даже не этап подозрения. С момента вынесения подозрения у следствия будет еще от трех до 12 месяцев, чтобы закончить досудебное расследование. О возможном обвинении или суде тоже еще рано говорить», — отметила юристка Центра противодействия коррупции (ЦПК) Татьяна Шевчук.
Факт мобилизации не останавливает уголовного производства
При этом, согласно действующему законодательству, сам факт мобилизации автоматически не останавливает осуществление расследования или уголовного производства, указывает юристка. «Это может лишь затруднить осуществление расследования, потому что лицо будет недоступно для проведения каких-то следственных действий, допросов», — добавляет Шевчук.
По ее словам, это касается случаев, когда человек находится непосредственно в зоне боевых действий или выполняет боевое задание — тогда он может по уважительной причине не являться на вызов органа досудебного расследования. Юристка также обращает внимание на то, что приостановление дела возможно лишь на стадии судебного расследования, когда уже есть обвинительный акт и дело рассматривается в суде.
«Верховный суд давал разъяснения о том, что если нет возможности принимать участие в судебном заседании в связи с прохождением военной службы и человек находится на выполнении боевого распоряжения, то судья обязан приостановить рассмотрение дела. При этом дискреция суда (судейское усмотрение. — Ред.) — оценить, действительно ли лицо не может посетить судебные заседания», — пояснила DW Шевчук.















