Европейский суд обязал Польшу признавать однополые браки, заключенные за рубежом. Не все в стране с этим согласны. Давление на правительство Туска из-за развернувшейся дискуссии растет.В конце ноября Европейский суд в Люксембурге вынес решение о том, что Польша (как и все другие страны-члены ЕС) обязана признавать однополые браки между двумя гражданами Евросоюза, даже если они официально были заключены в другой стране ЕС. С соответствующим иском в суд обратились двое польских мужчин, у одного из них также имеется гражданство Германии. Мужчины поженились в 2018 году в Берлине, где они прожили много лет. Польский ЗАГС отказывался признавать этот брак.
«Это историческое решение, которого мы долго ждали», — прокомментировала решение суда в Люксембурге польский министр по делам равенства, госсекретарь, представительница левых сил Катажина Котула. — Теперь мы будем обсуждать, как реализовать это решение».
Туск пока не выполнил обещания об однополых браках
Между тем новость из Люксембурга поставила в затруднительное положение премьер-министра Польши Дональда Туска, напомнив о невыполненном предвыборном обещании, о котором говорят и его разочарованные сторонники. Проевропейский политик Туск во время избирательной кампании 2023 года одним из своих будущих приоритетов назвал обеспечение возможности однополым парам официально регистрировать свое партнерство. Он обещал провести соответствующую реформу в первые сто дней после вступления в должность премьера. Но спустя два года обещание так и не выполнено. Польша остается одной из пяти стран ЕС, в которых до сих пор не разрешается официально регистрировать однополые браки.
Перед заседанием правительства на минувшей неделе Туск заявил, что Польша «разумеется» признает решения европейских судов по этому вопросу. «Никто не сможет нам ничего навязать», — при этом добавил он, чтобы опередить своих критиков из правоконсервативного лагеря.
Права ЛГБТК+: «красная тряпка» для национал-консерваторов
Права представителей ЛГБТК+ , как и смягчение закона об абортах, остаются для польских национал-консерваторов и ультраправых своего рода «красной тряпкой». Они не признают приоритет законов ЕС над национальными и предостерегают от попыток уравнять однополые браки с гетеросексуальными. Этой позиции придерживается и евроскептик, президент Польши Кароль Навроцкий.
Заместитель главы президентской канцелярии Адам Андрушкевич заявил, что не поддастся «террору радужного приговора». Он назвал решение суда ЕС «очень опасным прецедентом», цель которого — навязать Польше «радужные браки», что приведет к «тотальному разрушению семьи».
«Для меня ясно: ЕС не имеет власти над нашей нацией и нашей совестью и не будет иметь», — написал Кшиштоф Босак, вице-спикер парламента и лидер ультраправой партии «Конфедерация».
Между тем в борьбе против расширения прав гомосексуалов правые консерваторы в Польше могут рассчитывать на поддержку католической церкви. Представитель духовенства Марек Ендрашевский, до недавнего времени архиепископ Кракова, несколько лет назад называл сообщество ЛГБТК+ «радужной чумой».
Но затягивание выполнения предвыборных обещаний коалиции Туска объясняется не только сопротивлением правых сил. В правительство входит также консервативная «Польская крестьянская партия» (PSL), которая блокирует все попытки разрешить в стране зарегистрированные партнерства однополых пар.
«Поляки — не гомофобы»
Похоже, решение суда ЕС не означает автоматического улучшения положения однополых пар в Польше. Так, польские СМИ сообщали об одной однополой паре — Якуб и Давид — которая сразу после оглашения приговора в Люксембурге отправилась в ЗАГС, где ей отказали, сообщив, что заявление о признании этого брака будет принято только после того, как МВД издаст соответствующее распоряжение и изменит соответствующие формуляры.
Тем не менее, польский евродепутат Роберт Бедронь призвал соотечественников, заключивших однополый брак за границей, обращаться в ЗАГСы и требовать признания брака в Польше. «Так мы заставим польское государство действовать», — заявил левый политик, одним из первых в стране публично объявивший о своей сексуальной ориентации много лет назад.
Между тем социологические опросы показывают, что большинство поляков вовсе не являются гомофобами: так: в исследовании, проведенном в начале ноября, 62% респондентов высказались за однополые браки и зарегистрированные партнерства.
Между тем дебаты, вызванные решением Европейского суда в Люксембурге, могут ускорить процедуру принятия в Польше нового законопроекта. Он появился в середине октября как компромисс между партией «Левых» и «Польской крестьянской партией». В этом документе нет ни слова об однополых браках или зарегистрированных партнерствах, однако он определяет практические аспекты при заключении договора о совместном проживании и статусе партнеров. Как пояснила депутат «Польской крестьянской партии» Уршула Пацлавская газете Rzeczpospolita, будут урегулированы вопросы собственности, права на жилье, алиментов и доступа к медицинской информации. «В законопроекте не идет речь об усыновлении детей и мировоозрении», — заверила Пацлавская. Рассмотреть документ в первом чтении планировалось в ноябре, но этот вопрос сняли с повестки. Новая дата пока не назначена.
Если законопроект будет принят парламентом Польши в нынешнем варианте, он в основном будет выгоден гетеросексуальным парам, отмечают эксперты. По оценкам, около двух миллионов человек в Польше сейчас живут в незарегистрированных союзах, из которых около 400 тысяч — однополые.

