Site icon SOVA

Почему Путин не защищает Мадуро от Трампа

72465125 403.jpg Deutsche Welle Николас Мадуро, Трамп-Мадуро

Исла Маргарита — венесуэльский остров-курорт в Карибском море в 40 километрах к северу от побережья страны — прощается с туристами из России. Сообщение на сайте Ассоциации туроператоров России уведомляет: российских граждан теперь будут возить на кубинский курорт Варадеро вместо Маргариты. Тех, кто уже пролетел без малого 10 тысяч километров до острова, похоже, срочно эвакуировать пока не будут. Информация об этом появлялись в СМИ стран Глобального Юга. В любом случае постепенно поток приезжающих из России будет иссякать. Об этом позаботился Дональд Трамп.

«Говорящее» молчание Путина

Это Трамп в последние месяцы давит на одного из главных друзей Москвы, президента Венесуэлы Николаса Мадуро. Американская администрация обвиняет венесуэльский режим в масштабной контрабанде наркотиков. Группировка кораблей ВМФ США уничтожила без предупреждения уже почти два десятка небольших судов, которые, как утверждают американцы, использовались наркоторговцами. Президент Соединенных Штатов давал Мадуро неделю, чтобы тот ушел в отставку. Мадуро, якобы, потребовал полтора года. Что будет дальше — неясно, но отправка в берегам Венесуэлы крупнейшего авианосца американского флота Gerald Ford ничего хорошего режиму Мадуро не предвещает.

Практически полное молчание Владимира Путина на тему американского давления на его карибского союзника, на первый взгляд, удивляет. Венесуэла — один из важных покупателей российских вооружений, включая системы ПВО, боевые вертолеты и самолеты. «Росзарубежнефть » и венесуэльская госкомпания PDVSA сотрудничают очень активно. В 2010 году, еще при покойном предшественнике Мадуро, Уго Чавесе, Москва и Каракас заключили договор о строительстве двух атомных реакторов, один из них — учебный. После аварии 2011 года на АЭС в Фукусиме в Японии главный реактор строить не стали, но сообщений об отказе от учебного не было. Венесуэльских специалистов-атомщиков в российских вузах по-прежнему готовят.

На фоне нарастающего давления на режим Мадуро со стороны США можно было ожидать активной помощи ему со стороны «братского» режима Путина. Но ничего не происходит. Не видно сообщений о срочных дополнительных поставках оружия Каракасу. В теории можно предположить, что Россия делает это в обстановке особой секретности. Однако «боливарианскому» режиму Венесуэлы сейчас явно требуется не десяток ящиков автоматов Калашникова и патроны к ним. Для отражения возможной атаки Америки Мадуро требуются средства ПВО, дроны и зенитная артиллерия. Не заметить переброску такой техники американская разведка, «просвечивающая» едва ли ни каждый квадратный метр венесуэльской территории и вдобавок, несомненно, имеющая на месте разветвленную агентуру, просто не могла. В сущности, можно сказать: Москва не готова по-настоящему вступиться за своего южноамериканского союзника.

Война с Украиной исключает помощь Мадуро

И без войны с Украиной, санкций и экономических проблем Кремлю было бы, скажем осторожно, непросто решиться на противостояние с Вашингтоном, да еще в западном полушарии. Сегодня это практически невозможно. И дело не только в том, что все оружие, какое есть, нужно для продолжения ударов по Украине. Более того, как писал американский журнал The Atlantic, некоторые боевые системы, например, многажды разрекламированный «Орешник», вообще существуют чуть ли не в единичных экземплярах.

Дело в том, что пойти на конфликт с Вашингтоном из-за Мадуро для Путина стало бы эквивалентом «самострела». Невозможно на одной неделе отправлять своего личного эмиссара для проведения экскурсии по Москве зятю президента США и его близкому другу, а буквально на другой — помогать южноамериканскому диктатору убивать американских пилотов.

Агрессия против Украины идет почти четыре года. Пусть и очень постепенно, медленно, несмотря на локальные успехи, типа взятия Покровска, Россия — ее промышленность, ее население — выдыхаются. Так всегда бывает с агрессорами, которые не добились молниеносного успеха. В этих условиях нынешняя готовность Белого дома вести беседы о некоем «мире» для Кремля бесценна. Поэтому сегодня, как никогда, Путину Трамп нужен намного больше, чем Путин — Трампу. Это значит: если американцы доведут до конца дело отстранения Мадуро и его клики от власти, Москва не станет этому мешать. Она ограничится заявлениями в ООН и криками в студиях «соловьевых» и «кузичевых».

Если вдуматься, это случится не в первый раз. Москва не пришла на помощь Армении, когда армия Азербайджана вошла на территорию Нагорного Карабаха в 2023 году. Тогда у России было оправдание, что договор о взаимной военной помощи с Арменией не распространялся на территорию Карабаха, которую Москва никогда официально не признавала армянской. В 2024 году Кремль ничего не смог противопоставить силам, свергнувшим союзный режим Башара Асада в Сирии.

Путин попрощается с Глобальным Югом?

Однако свержение Николаса Мадуро , если оно случится, будет иметь особые последствия для политики Путина по привлечению симпатий стран Глобального Юга. Для многих в Индии, Мексике или Индонезии, Венесуэла — с ее нефтяным богатством, залихватской «антиимпериалистической» и антиамериканской риторикой, строительством своего особого социализма, показной заботой о бедных — особая история. Она, в каком-то смысле, настоящий Глобальный Юг. Вдобавок свергать Мадуро собирается Америка, вокруг противостояния которой, часто мнимого, в той или иной степени строятся политика и идеология в целом ряде не самых последних стран Азии, Африки, Южной и Центральной Америки.

Путин годами убеждал эти государства, их политиков, общества, что он — союзник и друг. В случае свержения Мадуро американцами и прихода к власти прозападной оппозиции всем станет ясно — путинская Россия не то что не друг. Это страна, ставшая заложницей своего руководства и его войны.

С Россией продолжат как-то торговать и помогать обходит санкции — тогда, когда это будет выгодно и безопасно помогающим. Но по политическому престижу путинского режима в Южной и Центральной Америке, а также, пусть и в меньшей степени, в Азии и Африке, крах венесуэльской диктатуры под нажимом Соединенных Штатов нанесет серьезный удар. То, что диктатуре московской это, в сущности, уже безразлично — еще один признак того, как распадается образ «великой державы», который она, диктатура, так долго тщилась поддерживать.

Автор: Константин Эггерт — журналист, автор еженедельной колонки на DW и интервью-проекта DW «вТРЕНДde». Константин Эггерт — в Facebook, в Telegram.

Комментарий выражает личное мнение автора. Оно может не совпадать с мнением русской редакции и Deutsche Welle в целом.

Exit mobile version