74832836 403 1.jpg 1 Deutsche Welle Покровск

Австрийский эксперт Маркус Райснер: С военной точки зрения Покровск уже пал

Как на самом деле обстоит сейчас ситуация в районе Покровска , что Европа может противопоставить российскому «Орешнику» и как будет развиваться ситуация на фронте в начале следующего года? Интервью DW с австрийским военным историком, преподавателем военной академии в Винер-Нойштадте Маркусом Райснером.

DW: Господин Райснер, высокопоставленный представитель НАТО , отвечая 2 декабря на вопрос DW в Брюсселе, заявил, что Россия контролирует уже 95% Покровска. А какова ситуация там, по вашим сведениям?

Маркус Райснер: Позвольте мне наглядно объяснить вам это на таком примере. Когда вы выжимаете из тюбика горчицу, всегда сложно выжать последние остатки. То, что мы наблюдаем сейчас, — именно такая ситуация. Тюбик уже практически пуст, но достать из него последние остатки трудно. Большая часть города уже занята россиянами, но украинцы удерживают еще несколько домов на окраине. Россияне пытаются занять их, сломив последнее сопротивление, в частности при помощи планирующих авиабомб. Однако в военном понимании город уже пал.

— Как в данной ситуации стоит действовать украинской армии, чтобы не попасть в окружение?

— Это — ключевой вопрос. С моей точки зрения, дело сейчас не столько в Покровске, сколько в том, как можно вывести украинские силы из Мирнограда. Мы видим, что россияне стараются не идти в атаку, чтобы сберечь силы. Напротив, они хотят занять эту территорию, используя планирующие бомбы, которые уничтожают один дом за другим, — дома, в которых еще находятся украинские солдаты. А украинская сторона пытается сократить остановить россиян к северу от Покровска, чтобы создать окно, через которое военные ВСУ смогут отступить. Удастся ли это, мы увидим в ближайшие дни и недели. При этом украинская сторона, как и в прошлом, смогла вывести из котла в городе значительное число солдат через окно, которое им удалось сохранить открытым.

Зачем России Покровск и Волчанск?

— Какие цели преследует Россия в Волчанске? Имеет ли этот город стратегическое значение или Москва, заняв его, просто хочет сделать политический жест?

— Здесь важно не путать понятия «стратегический», «оперативный» и «тактический». К слову, это касается и Покровска, который имеет оперативное, но не стратегическое значение, и Волчанска. Следует разделить фронт на так называемый северный отрезок — это территория от Сум до Харькова, сюда относится и Волчанск, — средний отрезок — это территория от Купянска до Покровска, — и на южный участок — это территория от Запорожья до Херсона. Россия пытается при помощи «тяжелой артиллерии» оказать на Украину давление на среднем участке и со средними по масштабам усилиями — на северном и южном участках, чтобы вынудить Киев задействовать резервы.

Так, в условиях обостряющейся ситуации вокруг Покровска остановить попытку прорыва российских войск в направлении новой линии Донбасса Украине удалось благодаря введению в бой первого корпуса «Азов». Россияне пытаются заставить Украину растратить все эти ценные резервы при помощи перемещения атакующих позиций.

В Волчанске на протяжении месяцев идут тяжелейшие бои, однако россиянам удалось продвинуться минимально. Сейчас они смогли достичь крупных успехов и взять целый городской квартал.

Покровск же россияне хотят использовать как исходную точку для наступления параллельно с продвижением ВС РФ под Купянском. Потому что в этом районе можно довольно быстро отрезать кусок украинской территории. Получится ли это, пока не знает никто. Но это — очевидная цель (России. — Ред.). До сих пор Украина успешно сдерживала этот натиск, не только все лето, но и сейчас, в начале зимы.

Что будет на фронте в 2026 году?

— Как вы оцениваете ситуацию на фронте в контексте мирных переговоров и какого развития ожидаете к началу следующего года?

— В прошлом году РФ удалось завладеть инициативой, но не удалось добиться оперативного прорыва. Таким образом, в нынешнем году Россия начала там же, где закончила в прошлом. Достичь оперативного прорыва ВС РФ не удалось и на этот раз. Однако они смогли улучшить свое положение на нескольких участках фронта, создав позиции для начинающегося сейчас зимнего наступления.

Существует несколько горячих точек: Волчанск на севере, территория к северу от Купянска, сам Купянск, Лиман, Константиновка, Покровск, к югу — продвижение под Запорожьем, Гуляйполе… Россияне пытаются задействовать здесь свои крупные силы в надежде добиться прорыва, а Украина пытается этому помешать. Главные трудности для Украины состоят в том, чтобы собрать достаточное число военнослужащих. На фронте одна оборонная позиция не соседствует со следующей. Есть опорные пункты, а между ними — большие расстояния, колючая проволока, минные поля, наблюдательные дроны. Но россиянам удается проникать за эти опорные пункты. Украинцы говорят, что россияне сражаются, как вода, — просачиваясь, так что украинские военные на опорных пунктах порой не знают, проникли россияне уже к ним в тыл или нет, и иногда им приходится отступать.

Это усугубляется использованием большого количества планирующих бомб. Только в нынешнем году, по нашим подсчетам, их число достигнет 120 000. В прошлом месяце, по украинским данным, было задействовано 500 таких бомб. Поэтому я ожидаю, что в ближайшие месяцы россияне будут пытаться бомбардировать украинские позиции и потом постепенно занимать их.

Это важно, потому что оперативную ситуацию, то есть то, что происходит на фронте, следует рассматривать неотрывно от ситуации стратегической. Украина находится под сильным давлением на переговорах, в том числе со стороны США, и конечно, хочет показать, что она не потеряла инициативу. Вспомните, например, атаки на танкеры в Черном море . Но на ближайшие месяцы я жду, что россияне будут продолжать зимнее наступление, а украинцы — пытаться его сдержать. И здесь им, конечно, пригодилась бы массивная поддержка, прежде всего с воздуха, чтобы на оперативном уровне иметь возможность обороняться от атак с использованием планирующих бомб.

Об атаках Украины на танкеры в Черном море

— Как вы расцениваете атаки Украины на танкеры в Черном море ?

— Параллельно со стратегическими атаками на цели в России с использованием дронов и крылатых ракет украинцы пытаются поразить и так называемый «теневой флот» (…), чтобы помешать поступлению денег в российскую казну. Из-за этого Киев критикуют другие страны, например Турция , но Украина действует по принципу Макиавелли: цель оправдывает средства. И она хочет показать, что в состоянии своими действиями нанести России урон, так, чтобы и на стратегическом уровне, на фоне переговоров, которые уже дали негативный результат, ситуация еще могла обратиться на благо Украины.

— Путин заявил недавно, что Россия была бы готова к войне с Европой. Насколько, по вашему мнению, к войне с Россией готова Германия? Что делает правительство ФРГ правильно, а что — нет?

— Будучи австрийцем, я не имею права судить о том, что правильно или неправильно делает правительство Германии. Но можно разобраться, что происходит сейчас. (…) Борьба в информационном пространстве — это борьба за нарративы. Когда Путин открыто грозит Европе конфликтом, если Европа осмелится напасть, — это целенаправленные попытки запугивания с целью заставить европейцев отказаться от поддержки Украины или заставить американцев отказаться от поддержки европейцев.

Германия была бы готова отразить атаку «Орешника»

— 3 декабря Германия начала эксплуатацию системы ПВО Arrow 3, предназначенной, в первую очередь, для защиты от дальнобойных ракет и ракет средней дальности. Насколько важен этот шаг?

— Это очень важное решение, причем не только для Германии, но и для Европы, в первую очередь Центральной. (…) Проблема в том, что для защиты от ракет средней дальности у нас в Европе есть только американские системы ПВО. (…) С системой Arrow 3 Германия стала первой страной в Европе, которая собственными силами, при помощи израильской системы (система ПВО Arrow разработана совместно Израилем и США . — Ред.), параллельно получает возможность отразить подобную угрозу. Это важно, поскольку Россия использует баллистическую ракету средней дальности «Орешник» для угрозы нам, говоря: «Без поддержки США вы не сможете сделать ничего «. С системой Arrow можно этому противостоять.

Насколько болезненны санкции для России?

— Как, по вашему мнению, санкции отразятся на оборонной промышленности России и возможности Москвы закупать вооружения за границей?

— Это зависит от многих факторов. Россия ведет эту войну не одна, но при поддержке Китая , Индии, Северной Кореи, Ирана и других стран Глобального Юга. Недавно глава МИД Китая был в Европе и заявил в беседе с верховным представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности Каей Каллас : мы совершенно не заинтересованы в том, чтобы Россия проиграла эту войну, поскольку иначе США займутся нами, Китаем. Так что Китай рассматривает Россию, даже если она находится в зависимости от него, как фигуру на глобальной шахматной доске, служащую интересам Китая.

Президент Украины Зеленский сказал, что лучшие санкции — это атаки украинских дронов на нефтяную промышленность России . Но санкции могут работать только тогда, когда Россию можно было бы считать изолированной.

К тому же, Россия — одна из наиболее богатых природными ресурсами стран. И потребности этих (поддерживающих Россию стран. — Ред.) стран покрываются за счет России. Не нужно быть наивным. Конечно, это и ахиллесова пята Москвы. Если бы перекрыть поступления РФ от нефти и газа все же удалось, это повлияло бы и на ее готовность продолжать войну.

Deutsche Welle

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => Deutsche Welle