Site icon SOVA

Жеребьевка ЧМ-2026 по футболу: Трамп, Инфантино и премия мира ФИФА

74144152 403.jpg Deutsche Welle ФИФА

С возвращением Дональда Трампа в Белый дом внимание всех занимающихся и интересующихся политикой приковано к Вашингтону. В пятницу, 5 декабря, к ним присоединятся еще и сотни миллионов любителей футбола — в столице США пройдет жеребьевка финальной части ЧМ-2026, который состоится летом следующего года в Соединенных Штатах, Мексике и Канаде. Джанни Инфантино, президент Международной федерации футбола (ФИФА), будет ведущим церемонии жеребьевки. Но даже самый влиятельный человек в самом популярном виде спорта, вероятно, окажется в тени президента Трампа — несмотря на то, что между ними сложились внешне очень открытые дружеские отношения.

«Я по-настоящему счастлив, что мне так повезло. У меня отличные отношения с президентом Трампом, которого я считаю своим близким другом», — поделился Инфантино. Его дружба с американским лидером проявилась и в ходе недавней фотосессии с Криштиану Роналду. Звездный нападающий сборной Португалии перед этим избежал дополнительной дисквалификации за свое удаление в отборочном матче с Ирландией, которое при обычных обстоятельствах привело бы к пропуску первых двух поединков на ЧМ-2026. В итоге же дисциплинарный комитет ФИФА отстранил 40-летнего Роналду только от одной игры.

«Конечно, он очень помогает нам во всем, что мы делаем для чемпионата мира, — не скупится Инфантино на похвалы Трампу. — У него такая невероятная энергия, и это то, чем я действительно восхищаюсь. Он действует. Он выполняет, что обещал. Он говорит то, что думает. И говорит то, что на самом деле думают многие, но, возможно, не осмеливаются высказать». Учитывая, что США примут большинство матчей грядущего мирового футбольного первенства, тесные рабочие отношения между президентами ФИФА и США вполне нормальны, полагает Сильвия Шенк (Sylvia Schenk), глава рабочей группы по спорту в немецком отделении Transparency International.

Трамп и Инфантино: дружба по расчету?

«Все зависит от ситуации, — поделилась с DW Шенк, в прошлом бегунья на средние дистанции и член независимого консультативного совета ФИФА по правам человека. — Если бы чемпионат мира не проходил в США, то Трамп не беспокоился об Инфантино. Так что это отправная точка. И наоборот, Инфантино необходим успех турнира в следующем году, а для этого ему нужны рабочие отношения с Трампом».

По ее словам, найти сбалансированную и стабильную динамику отношений с Трампом не удалось большинству мировых лидеров, и глава ФИФА должен действовать здесь весьма осмотрительно. По мнению Шенк, которая в период работы в ФИФА общалась с Инфантино, у него и Трампа схожие черты характера: «Они оба тщеславны, хотят, чтобы им льстили, и у обоих очень большое эго». Чем дольше Джанни Инфантино находится у власти, тем меньше он интересуется вопросами прав человека, посетовала немка.

Позиция ФИФА: никакой политики, но учреждение своей премии мира

При Джанни Инфантино ФИФА делает акцент на своей политической нейтральности, утверждая, что стремится исключить вмешательство политики в свою деятельность и поддерживать определенный уровень соблюдения прав человека, а также запрещает игрокам и тренерам делать откровенно политические жесты и заявления.

И хотя глава Международной федерации футбола вынужден поддерживать отношения с Трампом, его присутствие на переговорах о перемирии между Израилем и ХАМАС, которые проходили по инициативе президента США, стало последним в череде появлений спортивного функционера на политической арене, которые вызвали немало вопросов.

Это же можно сказать и о решении учредить премию мира ФИФА, которая впервые будет вручена 5 декабря во время жеребьевки финальной части ЧМ-2026. Хотя имя лауреата еще не известно, многие не сомневаются, что награда достанется Дональду Трампу. Столь желанная для него и гораздо более авторитетная Нобелевская премия мира была в этом году присуждена венесуэльской оппозиционной активистке Марии Корине Мачадо всего за несколько недель до того, как ФИФА учредила свою премию. «Вопрос в том, не перегибает ли Инфантино палку. И я думаю, что премия мира ФИФА (для Трампа. — Ред.) — это явный перебор», — считает Сильвия Шенк.

Между тем Дональд Трамп принял ряд политических решений и сделал серию заявлений, которые повлияют на футбольное мировое первенство. На прошлой неделе Федерация футбола Ирана (ФФИ) сообщила, что не будет отправлять своих представителей на церемонию жеребьевки из-за отсутствия гарантий получения ими американских виз.

Иран — одна из более десятка стран, гражданам которых Трамп в июне запретил въезд в США. В этот список входит и Гаити, футболисты которой также попали в финальную часть ЧМ-2026. Исключения предусмотрены для спортсменов и некоторых сотрудников команд, хотя, судя по всему, не для всех. Ни один болельщик из государств, попавших в указанный запретительный список, не сможет попасть в Соединенные Штаты на матчи чемпионата мира.

Инфантино, балансирующий на грани

«Последний раз президент ФИФА присутствовал в раздевалке национальной сборной Ирана во время финала Кубка Азии 2025 года, в котором мы встречались с командой Узбекистана. Тогда он объявил футболистам, что присутствие иранской делегации (в США. — Ред.) будет обеспечено с начала церемонии жеребьевки до последнего дня участия сборной в чемпионате мира, включая участие в обучающих семинарах», — рассказал пресс-секретарь ФФИ Амир Мехди Алави изданию Tarafdari.

Подобные споры угрожают хрупкому балансу, который Инфантино пытается поддерживать в отношениях с Трампом — как и высказанная в ноябре угроза президента США перенести игры ЧМ-2026 из городов, где власть принадлежит представителям Демократической партии. «Если мы увидим признаки каких-либо проблем, я попрошу (Инфантино. — Ред.) перенести матчи в другой город», — пообещал Трамп. Сильвия Шенк считает, что в такой политической ситуация Инфантино, возможно, придется занять жесткую позицию по отношению к Трампу, хотя гарантий этого нет.

«Я думаю, что в конце концов ему, вероятно, придется это сделать. Но если Трамп однажды заявит — через четыре недели, в феврале или когда-либо еще, что «мы перенесем игры из Лос-Анджелеса в любой другой город», то ФИФА будет очень и очень сложно сказать: «Мы не согласны с анализом рисков, обнородованным правительством США. Мы считаем это место безопасным, и намерены остаться в этом месте». Это тоже рискованно», — признает Шенк.

Является ли дружба Трампа и Инфантино искренней или это просто пиар-акция по расчету, вероятно, станет ясно в течение шести месяцев, предшествующих матчу открытия ЧМ-2026, который состоится 11 июня в Мехико. Международный олимпийский комитет (МОК), несомненно, столкнется с подобного рода испытаниями, когда в 2028 году летние Олимпийские игры будет принимать Лос-Анджелес.

Exit mobile version