Германо-израильские отношения переживают непростое время: визит Фридриха Мерца в Иерусалим отражает усилия Берлина совместить историческую ответственность Германии с вызовами ближневосточной политики.С момента вступления в должность федерального канцлера Германии Фридриха Мерца (Friedrich Merz) сопровождает тема особых германо-израильских отношений. Несколько раз между Берлином и Иерусалимом возникали споры по поводу военной операции израильской армии в секторе Газа, проводимой в ответ на террористическую атаку, организованную радикальным исламистским движением ХАМАС, признанным в США, Евросоюзе, в Германии и многих других странах террористическим, против Израиля 7 октября 2023 года и унесшую жизни более 1200 человек.
Визит Мерца в Иерусалим — непростая миссия. Он будет отражать как преемственность политики Берлина в отношении Израиля, так и перемены.
От критики до приостановки поставок оружия
Это видно уже по заявлениям израильского посла в Германии Рона Просора в ответ на высказывания канцлера. Когда Мерц, находясь в должности канцлера всего две недели, в конце мая выразил недоумение по поводу жестких действий Израиля в секторе Газа и заявил о нарушении гуманитарного международного права, Просор отреагировал спокойно. «Если Фридрих Мерц высказывает такую критику в адрес Израиля, мы внимательно слушаем, потому что он друг», — сказал дипломат в эфире немецкого телеканала ZDF.
Через одиннадцать недель ситуация, однако, изменилась. В начале августа Мерц, учитывая гуманитарную ситуацию в Газе, решил «до дальнейшего уведомления» не поставлять Израилю определенные вооружения. Речь шла об оружии, которое могло бы использоваться в войне в секторе Газа. По словам канцлера, правительство не имеет права поставлять оружие для конфликта, который «может привести к сотням тысяч жертв среди мирного населения».
Израильский посол в Германии отреагировал на это необычно резко. Такой шаг канцлера не приблизил ни освобождение израильских заложников из рук ХАМАС, ни перемирие, сказал он в эфире Welt TV. «Это праздник для ХАМАС», — заявил Просор, отметив, что обсуждается, скорее, «разоружение Израиля». Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху также указал, что действия Мерца — это награда для ХАМАС.
Только в середине ноября федеральное правительствосняло ограничения на экспорт оружия с 24 ноября. В качестве причины возобновления поставок пресс-секретарь правительства Штефан Корнелиус (Stefan Kornelius) указал на перемирие в секторе Газа , вступившее в силу 10 октября.
Однако перемирие нестабильно: периодически происходят столкновения между боевиками ХАМАС и израильскими солдатами, а также ракетные удары со стороны Израиля. По данным контролируемых ХАМАС палестинских органов власти в Газе, которые ООН и международные неправительственные организации считают заслуживающими доверия, с начала перемирия в секторе Газа в результате израильских обстрелов погибли более 300 человек, среди них много детей. Израильские власти, в свою очередь, сообщают о гибели своих солдат в результате атак ХАМАС.
Канцлер Германии и премьер Израиля часто созваниваются
7 декабря Мерц снова встретится с Нетаньяху. С момента вступления в должность канцлер — чаще, чем его предшественники — вел длительные телефонные разговоры с израильским премьером. Темы для обсуждения были различны: общая ситуация на Ближнем Востоке, гуманитарные проблемы в секторе Газа, двенадцатидневная война между Израилем и Ираном.
Помимо политических переговоров с Нетаньяху и президентом Израиля Ицхаком Герцогом, важным моментом визита канцлера станет его посещение мемориала Холокоста «Яд Вашем».Это место — не просто символ. Оно хранит память о шести миллионах евреев, убитых нацистской Германией во время Холокоста. В Израиле помнят, как Мерц в середине сентября во время речи на открытии синагоги в Мюнхене, разрушенной нацистами 87 лет назад, с трудом сдерживал слезы. Он также заявил, что испытывает чувство стыда из-за возрождающегося антисемитизма в Германии.
«Дружба» вместо «государственной доктрины»?
После спора о поставках оружия, Мерц заверил, что германо-израильская дружба выдержит разногласия по отдельным вопросам: «В этом ничего не изменилось и не изменится».
Однако, по словам канцлера, ему трудно обходиться с понятием «государственная доктрина» (Staatsräson) в отношении Израиля, так как оно «никогда не было буквально разъяснено». Этот термин ввела экс-канцлер Германии Ангела Меркель (Angela Merkel) в 2008 году, когда она первой из иностранных лидеров выступила в кнессете, парламенте Израиля. Тогда она заявила: «Каждое федеральное правительство и каждый канцлер до меня ощущали особую историческую ответственность Германии за безопасность Израиля. Эта историческая ответственность Германии является частью государственной доктрины моей страны».
Еще в июне 2025 года Мерц использовал этот термин, но позже почти перестал. На одном мероприятии осенью он выступал сразу после президента Центрального совета евреев в Германии Йозефа Шустера (Josef Schuster). Тот несколько раз употребил слово «государственная доктрина». Мерц лишь в одном месте своей речи спонтанно обратился к Шустеру и процитировал его выражение. Со своей стороны канцлер назвал особую ответственность Германии за Израиль, его существование и безопасность «не подлежащим обсуждению элементом нормативных основ нашей Конституции».
В Израиль через Иорданию
Мерц летит в Израиль спустя более семи месяцев после избрания канцлером. Его предшественники Олаф Шольц (Olaf Scholz) и Ангела Меркель совершили визит в Израиль в первые три месяца после вступления в должность. На пути в Иерусалим у них не было остановок. Мерц же сначала летит в Иорданию, чтобы встретиться в Аммане с королем Абдаллой II, а затем отправится в Израиль.

