61209700 403.jpg Deutsche Welle женщины, сталкеры

Ночные звонки и сталкер. Почему женщины ограничивают публичность

Многие женщины, которые являются публичными персонами, сталкиваются с оскорблениями и ненавистью. Это заставляет их принимать радикальные меры и защищать свою приватность.Именно Швеция, считающаяся одной из самых прогрессивных стран, бьет тревогу: по данным министерства интеграции и гендерного равенства, ненависть, угрозы и домогательства в отношении женщин-политиков стремительно растут. Все больше женщин уходят из публичной жизни или прибегают к самоцензуре, чтобы защитить себя, сообщает британская газета The Guardian со ссылкой на министерство, которое предупреждает о «серьезной угрозе демократии».

Еще в октябре вопрос безопасности женщин в политике вновь оказался в центре внимания шведского общества: Анна-Карин Хатт ушла в отставку с поста председателя Партии центра всего через пять месяцев после вступления в должность. В качестве причины она назвала ненависть и угрозы в свой адрес.

Тремя годами ранее Швецию глубоко потрясло политическое убийство: 33-летний мужчина зарезал на политическом мероприятии координатора по вопросам психиатрии Ассоциации муниципалитетов и регионов Швеции Инг-Мари Визельгрен. Следствие установило, что он также планировал убить тогдашнюю главу Партии центра Анни Лёф. Преступника осудили за убийство и подготовку теракта.

В Германии недавно громко обсуждались отставки двух политиков: Тессы Ганзерер (Tessa Ganserer) из партии «зеленых» и вице-президента бундестага Ивонн Магвас (Yvonne Magwas) из Христианско-демократического союза (ХДС). Обе сложили полномочия из-за травли и развернутых против них кампаний ненависти.

Четверть женщин думает о том, чтобы уйти с высоких постов

Многочисленные исследования показывают, что и в других европейских странах женщины на высоких должностях особенно сильно подвергаются нападкам и сталкиваются с ненавистью. В Нидерландах, например, бывшая министр финансов и вице-премьер Зигрид Кааг ушла из политики после повторных угроз применения насилия в адрес ее самой и ее семьи.

Хотя с ненавистью сталкиваются и мужчины, являющиеся публичными персонами, но форма и масштаб хейтерских кампаний против них, похоже, иные. Некоммерческая организация, оказывающая консультационные услуги, HateAid из Берлина совместно с Техническим университетом Мюнхена в 2024 году опросила 1114 человек, работающих, например, в политике, науке или СМИ. Результаты, по данным HateAid, хотя и не являются репрезентативными, но дают представление о ситуации.

Ночные звонки, преследования, угрозы в адрес женщин

Согласно данным опроса, почти четверть женщин заявили, что получали угрозы сексуализированного насилия, включая изнасилование, почти в восемь раз чаще, чем их коллеги-мужчины (3%). Более двух третей женщин сообщили о гендерно мотивированном насилии, таком как сексизм и женоненавистничество, с которым они столкнулись.

В ходе опроса респонденты, пожелавшие остаться анонимными, поделились конкретными примерами из своей жизни. Так, региональный политик рассказала, что ей звонят ночью со скрытого номера. Еще один политик сообщила: «Чаще всего критикуют мою внешность, вес, прическу». Журналистка рассказала, что «публикуют фотографии с мероприятий с призывами убить меня». Другие опрошенные сообщают о сталкерах — анонимных лицах, которые их преследуют, регулярно следят за ними и домогаются.

По данным организации HateAid, 66% женщин, столкнувшись с цифровым насилием, ограничили использование соцсетей. Среди мужчин таковых 53%. В результате женщины меняли тон и содержание публикаций, задумывались о том, чтобы сократить свои публичные выступления или даже о том, чтобы сделать перерыв в своей политической деятельности.

Похожие результаты наблюдаются и на уровне ЕС. Европарламент в конце ноября 2025 года пришел к выводу, что в странах Евросоюза на всех уровнях принятия политических решений, а также в партиях, представлено недостаточно женщин. Причины тому довольно сложные, но среди них одна выделяется особенно: насилие в отношении политически активных женщин удерживает многих от участия в политике.

Кто особенно уязвим?

Некоммерческая организация EAF Berlin проанализировала эту тему, изучив ситуацию не только в Германии, но и в Чехии, Венгрии, Ирландии и Словакии. «Особенно уязвимы молодые женщины до 40 лет, женщины с темным цветом кожи или миграционными корнями, так как они подвергаются не только сексистским, но и расистским нападкам, а также нападкам из-за возраста и предполагаемого уровня компетенции», — сообщила DW Сара Робинсон (Sarah Robinson), старший эксперт по вопросам гендера и политики в EAF Berlin.

По ее мнению, проблема в том, что гендерно мотивированное насилие против женщин-политиков не признается как отдельная категория в правовых системах. Однако согласно директиве ЕС, до 2027 года должны быть «последовательно внедрены меры профилактики и защиты для женщин, участвующих в публичной жизни — политиков, журналисток и правозащитниц, так как они особенно уязвимы».

Например, необходимо лучше защищать частные адреса. Во многих местах отсутствуют консультационные центры, особенно на региональном уровне. «Ненависть и насилие не должны восприниматься как часть работы политика, — говорит Робинсон. — Мы все должны перестать считать нормальным нападение на человека за его общественную деятельность».

Deutsche Welle

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => Deutsche Welle