71606950 403 1.jpg 1 Deutsche Welle ЧАЭС

Защитная арка над ЧАЭС не выполняет основные функции. Что дальше?

Поврежденная российским дроном арка над Чернобыльской АЭС потеряла основные функции безопасности, говорится в отчете МАГАТЭ. Украина вместе с партнерами ищет варианты ее восстановления. Эксперты предупреждают о рисках.Повреждение, нанесенное российским дроном в феврале 2025 года Новому безопасному конфайнменту (НБК) — защитной арке над четвертым энергоблоком Чернобыльской атомной электростанции (ЧАЭС), привело к утрате его основных функций безопасности, включая способность удерживать радиоактивные вещества. Об этом говорится в опубликованном 5 декабря отчете МАГАТЭ . На прошлой неделе представители организации посетили Украину, завершив комплексную оценку безопасности поврежденной арки.

Как отмечается в отчете, дрон «вызвал серьезный пожар во внешней обшивке массивной стальной конструкции». «Миссия подтвердила, что НБК утратил свои основные функции безопасности, включая способность к локализации, но также выявила, что несущие конструкции и системы мониторинга не получили необратимых повреждений», — говорится в документе.

Какие будут первые шаги по восстановлению защитной арки над ЧАЭС?

Как сообщил DW заместитель технического директора по инфраструктуре ЧАЭС Сергей Кондратенко, пожар, возникший вследствие взрыва боевой части российского дрона , привел к утрате части проектных функций объекта. Прежде всего, новая арка потеряла свою роль барьера на пути распространения радиоактивных веществ из старого объекта «Укрытие» в окружающую среду. Из-за разгерметизации арки, по его словам, влага попадает на несущие металлоконструкции.

«Сейчас наша задача — восстановить проектный функционал конфайнмента. Прежде всего, необходимо закрыть все отверстия и проемы, появившиеся в результате пожара и действий ГСЧС во время тушения мембран. Спасатели, ликвидируя огонь, дополнительно сделали во внешней обшивке отверстия общей площадью около 130 м². По состоянию на октябрь мы закрыли только одно большое отверстие площадью 15 м², возникшее непосредственно от попадания дрона. Но остальные проблемы остаются», — сказал Кондратенко.

Он также сообщил, что Украина вместе с международными партнерами, в частности Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) и французскими компаниями Bouygues Travaux Publics и VINCI Construction Grands Projets — участниками консорциума Novarka, который проектировал и строил НБК, ищут варианты восстановления арки. Первые работы по восстановлению ее герметичности должны быть завершены до конца 2026 года.

Несет ли повреждение арки радиационные риски?

Сергей Кондратенко подчеркивает, что радиационный фон из-за разгерметизации конфайнмента не изменился, однако повреждения существенно повлияли на срок эксплуатации НБК. Согласно проекту, защитная арка должна была накрывать остатки четвертого энергоблока ЧАЭС в течение 100 лет.

Повреждение арки привело к утрате части ее функций, но не создает критической угрозы для населения, отмечает начальник отделения анализа безопасности Государственного научно-технического центра ядерной и радиационной безопасности Украины Дмитрий Гуменюк. Он напоминает, что после аварии 1986 года поврежденный энергоблок был в спешке накрыт саркофагом , построенным из подручных материалов.

«Тот старый саркофаг не герметичен. Внутри все равно продукты деления, радиация, пыль. Он был сделан быстро, может развалиться в любой момент, его необходимо демонтировать. Новый конфайнмент должен был накрыть старый саркофаг и на протяжении, как минимум, 100 лет не допускать распространения радиоактивной пыли. Демонтаж старых конструкций планировался, но неизвестно, когда он состоится», — объясняет Гуменюк.

Попадание российского дрона и повреждение НБК существенно корректирует планы Украины по устранению последствий аварии на ЧАЭС. «Сначала нужно понять, что делать с этим конфайнментом. И после этого разрабатывать дорожные карты — как и возможно ли вообще будет демонтировать старые конструкции», — сказал DW Дмитрий Гуменюк.

Повреждение арки перечеркивает стратегию ликвидации последствий аварии

Независимый эксперт по атомной энергетике Ольга Кошарная подчеркивает, что пробоина в арке полностью изменила функциональное назначение НБК и свела на нет усилия международного сообщества по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.

«Это очень сложное инженерное сооружение. Например, на крыше должен циркулировать теплый воздух, чтобы не образовывался конденсат из-за перепада температур, а также там расположены вентиляция, фильтры для задержания радионуклидов. Безусловно, сейчас объект временно закрыт, повышения уровня радиации нет. Но разбирать старый саркофаг, как планировалось сначала, теперь невозможно», — говорит Кошарная. Она напоминает, что война продолжается, а повторные атаки России на арку над четвертым энергоблоком ЧАЭС исключать нельзя.

Восстановление арки потребует значительных средств

Эксперт по энергетике и бывший секретарь комитета Верховной рады по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности Виктория Войцицкая считает, что для восстановления поврежденного НБК Украине потребуется международная финансовая поддержка. По ее словам, партнеры, которые помогали строить защитную арку, могут вновь прийти на помощь. Она напоминает, что в строительство арки вложились более 45 стран, предоставив около двух миллиардов евро.

«Украина сейчас не имеет свободных средств, мы не сможем самостоятельно восстановить поврежденный Россией функционал конфайнмента. Мы рассчитываем на страны «большой семерки» и ЕС. Но я очень надеюсь, что и США, понимая риски, связанные с конфайнментом, также примут участие в таком финансировании», — сказала DW Войцицкая. Она призывает партнеров установить четкие «красные линии» для России и ввести санкции против «Росатома», чтобы предотвратить дальнейшие обстрелы украинских атомных объектов и прекратить ядерный шантаж со стороны РФ.

Deutsche Welle

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => Deutsche Welle