Более 200 белорусских детей годами ждут усыновления итальянскими семьями. Их дела фактически заморожены с 2020 года. DW разбиралась, почему так происходит.
«Мы с Иваном выбрали друг друга, мы созданы друг для друга. Он хочет приехать в Италию, мы не хотим ничего другого. Но все обрывается — на фоне всеобщего безразличия», — рассказали итальянскому изданию La Stampaприемные родители из Италии Валерио и Стефания.
Они получили разрешение на усыновление белорусского сироты Ивана еще в 2021 году, но четыре года их дело, как и две сотни других, находится в подвешенном состоянии. Сейчас Ивану 12. Чтобы не потерять с ним связь, Валерио и Стефания минимум четыре раза в год ездят в Беларусь. Во время последней поездки из-за закрытия границы с Литвой только обратная дорога обошлась им в три тысячи евро.
Всего, по данным Минобразования РБ, на первое полугодие 2025 года в Беларуси насчитывалось около 16 тысяч сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: 8 тысяч находятся в опекунских семьях, 2,4 тысячи детей воспитывают приемные родители, около 5,6 тысяч могут быть усыновлены (в 2024 году, по сведениям Белстата,можно было усыновить 5827 сирот).
Италия — единственная страна, с которой РБ согласовала международное усыновление
С начала 1990-х итальянские семьи принимали на отдых белорусских и украинских детей из регионов, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. Некоторые из них впоследствии нашли в Италии приемных родителей.
В 2005 году эта страна стала единственной, с которой Беларусь согласовала процедуру международного усыновления (до этого сирот из РБ могли усыновлять граждане 22 государств. — Ред.).
В мае 2020 года тогдашний посол Италии в Беларуси Марио Бальди сообщил, что почти за 30 лет итальянские семьи усыновили три тысячи белорусских детей. В 2020-м, по данным Белстата, к приемным родителям уехали еще 40.
В дальнейшем усыновление из РБ было фактически приостановлено и более 200 детей оказались в подвешенном состоянии. Также были приостановлены программы по оздоровлению в Италии детей из загрязненных регионов.
Как санкции против режима Лукашенко повлияли на белорусских сирот?
Основная причина — политическая ситуация в Беларуси. В августе 2020 года в стране начались массовые протесты против фальсификации выборов президента, которые в дальнейшем были жестко подавлены властями. В ответ Евросоюз ввел санкции против режима Александра Лукашенко и прервал контакты с официальным Минском. Осенью 2020 года Италия не направила белорусским властям ежегодное гарантийное письмо, содержащее список детей на усыновление.
«Тогдашний премьер-министр Джузеппе Конте в 2020 году отказался подписать письмо-гарантию 1 октября (2020 года. — Ред.), хотя санкции против Лукашенко вступали в силу 23 ноября», — отмечает в комментарии DW Мауро Москони, президент Associazione Adozioni Alfabeto, итальянской организации, занимающейся вопросами международного усыновления.
Приемные семьи начали бороться за то, чтобы гарантии были все же подписаны и усыновление белорусских детей возобновилось. Они проводили акции протеста, направляли запросы депутатам и политикам, жаловались в Комитет ООН по правам ребенка.
В апреле 2021 года министр по делам семьи Элена Бонетти пыталась урегулировать ситуацию и направила белорусским властям письмо от своего имени. В Минске отказались его принять, поскольку под документом не было подписи премьера или президента Италии.
В 2024-м гарантийное письмо направлено Лукашенко, но он его проигнорировал
В свою очередь, Associazione Adozioni Alfabeto в судебном порядке добилась признания того, что Протокол о взаимопонимании между Италией и Беларусью является административным, а не политическим актом, и поэтому не может подпадать под действие санкций.
После этого, в октябре 2024-го, гарантийное письмо для Беларуси было подписано премьер-министром Италии Джорджой Мелони и направлено Лукашенко. Но в Беларуси его проигнорировали.
На это обратили внимание журналисты белорусского проекта «Бюро-Медиа». 30 сентября 2025 года они выпустили расследование «Осторожно, дети! Как Лукашенко заблокировал международные усыновления — и 200 сирот из Беларуси не отдают приемным родителям».
Белорусские сироты — инструмент давления на ЕС?
Один из авторов расследования под видом студента юрфака, собирающего материал для научной работы, позвонил директору Национального центра усыновления Татьяне Белевич и попросил рассказать, почему усыновление итальянскими семьями не было восстановлено.
По словам собеседника, чиновница сообщила, что причина — геополитическая ситуация, мол санкции против Беларуси поставили белорусских сирот в такое положение, а блокировка усыновления — «инструмент внутреннего политического давления».
DW также направила запрос в Национальный центр усыновления, но на момент публикации статьи ответ мы так и не получили.
В 2024 году в комментарии государственному информагентству БелТА чиновница фактически подтвердила, что РБ ограничивает усыновление в Италию. По словам Белевич, белорусские дети выезжают за рубеж, если мать меняет место жительства, к примеру, выходит замуж за иностранца, либо когда их усыновляют иностранные граждане, постоянно проживающие в Беларуси. «Это является международным усыновлением, но ребенок остается на территории страны. Все, больше ни в каких случаях детей за границу мы не даем», — заявила она.
Санкции работают против граждан ЕС и белорусских сирот?
В свою очередь, в октябре 2025 года правительство Италии вновь не стало подписывать гарантийное письмо для Беларуси. А значит, в 2026 году дети из РБ, вероятно, снова не смогут воссоединиться со своими приемными родителями. Между тем, с 2020 года некоторые из них уже были усыновлены белорусскими семьями.
По мнению Мауро Москони, санкции, которые Европа наложила на Беларусь, усложняют жизнь гражданам ЕС и белорусским сиротам. «Ситуация на данный момент такова, что усыновления полностью заблокированы. Итальянское правительство не предпринимает действий, несмотря на то, что Европа утвердила, что в сфере усыновлений санкции не имеют силы», — поясняет президент Associazione Adozioni Alfabeto.
DW направила официальные запросы Комиссии по международным усыновлениям при правительстве Италии и в посольство Италии в Минске. Ответа от Комиссии мы пока не получили. В итальянском диппредставительстве отказались от комментариев, ссылалась на то, что усыновление — чувствительная тема, которая может затрагивать конфиденциальную информацию.
В Беларуси строгие критерии для международного усыновления
Тема международного усыновления сложная и дает пространство для спекуляций, но это не значит, что усыновление нужно запретить, считает автор расследования «Бюро-Медиа».
Собеседник также обращает внимание, что в Беларуси очень строгие критерии для того, чтобы ребенка включили в список кандидатов на усыновление итальянской семьей. Ребенок должен быть не младше семи лет, и на его усыновление не должны претендовать родственники или другие граждане РБ.
До начала процесса усыновления сирота должен неоднократно побывать в итальянской семье. Усыновить ребенка старше десяти лет можно только с его письменного согласия, младше — с согласия опекунов или ответственных лиц.
После завершения усыновления приемная семья ежегодно в течение пяти лет направляет в Беларусь отчеты о жизни ребенка с актуальными фотографиями.
Шанс получить семью
«Из Беларуси за границу усыновляли в основном детей, которые уже были старше 14 лет или имели проблемы со здоровьем. У этих детей в принципе было очень мало шансов на то, чтобы быть усыновленными в РБ, — говорит журналист «Бюро-Медиа». — То есть мы здесь не выбираем между тем, отдать ребенка в белорусскую семью или в итальянскую, а выбираем между тем, чтобы оставить ребенка в детском доме, или дать ему шанс на то, чтобы получить семью».
«Конвенция о правах ребенка гласит, что в любой процедуре усыновления «наилучшие интересы ребенка должны быть первоочередным соображением», — отметила в комментарии для DW региональный руководитель по коммуникациям ЮНИСЕФ в Европе и Центральной Азии Ирина Мазур. Ситуацию с усыновлением итальянскими семьями белорусских детей в ЮНИСЕФ комментировать не стали.















