Светлана Тихановская в интервью DW рассказала, почему нельзя забывать про Беларусь, о конкуренции среди лидеров оппозиции и личной жизни после освобождения Сергея Тихановского.7 декабря 2025 года лидеру демсил Беларуси Светлане Тихановской вручили в Бонне Международную премию за демократию и верховенство права.
Перед вручением премии политик пообщалась с DW. В интервью она рассказала, каким видит политическое сосуществование разных стратегий, готова ли она уйти в тень и почему не время забывать про Беларусь.
Премий для белорусов много, а финансовая поддержка сокращается
Deutsche Welle: Светлана, это уже четвертая премия в области прав человека, которую белорусы получают в последние месяцы. Внимание к Беларуси идет параллельно с тем, что Беларусь становится менее интересной, финансирование проектов, белорусских СМИ в изгнании, демсил уменьшается. Как вы объясняете себе эти противоположные колеи?
Светлана Тихановская: Я бы не стала их связывать, потому что в целом финансирование очень многих программ, не только белорусских, уменьшается. И тут, конечно, задача не только политических структур, но и наших белорусских медиа, нашего общества — показывать и рассказывать и объяснять, почему сейчас не время забывать про Беларусь.
События в Беларуси интересны не только для белорусов, это сейчас стало стратегической целью для всей Европы, чтобы Беларусь вырвать из лап России, потому что пока там Лукашенко, которые служит интересам Путина, это будет территория с постоянными угрозами. Мы уже видим, как режимы терроризируют и Литву, и Польшу, и Латвию, и они могут пойти дальше и дальше, если не дать им отпор. Поэтому свободная независимая Беларусь в интересах всех. И наша задача им это донести.
— Когда выпустили вашего мужа Сергея, довольно быстро стало понятно, что стратегия поведения у лидеров протестов 2020 года — в частности, сейчас у вас и у Сергея — немножко отличаются. Если выпустят или — надеюсь — когда выпустят Виктора Бабарико, Марию Колесникову, это будет некое сотрудничество либо вы готовы к конкуренции? Как вы видите политическое сосуществование разных стратегий?
— Только сотрудничество. Я больше, чем уверена, что лидеры, которые сидят в тюрьмах, понимают, что не время для конкуренции. В этот исторический период для Беларуси наша задача — объединяться и работать вместе, потому что любая конфронтация между политическими объектами выгодна только режиму. Разделяй и властвуй — это всегда было законом для диктаторов, поэтому я уверена, что мы найдем общий язык, так же, как мы нашли общий язык в 2020 году.
Готова ли Тихановская уйти в тень?
— А вы допускаете, что вам придется уйти в тень?
— Что значит допускаю? Я на своем месте только потому, что это нужно Беларуси. Если случится какое-то развитие событий, в котором не нужен будет мой голос, не нужны будут мои контакты и не нужны будут мои наработки и тот практический капитал, который мне как представителю Беларуси, белорусов удалось наработать, то для меня не составит никакого труда уйти в тень.
— Вы на вручении премии в Бонне сегодня вместе со своим супругом. Недавно в Великобританию вы ездили одна. Все обсуждают: уезжает он в Америку или остается. Расскажите, как выглядит ваша семейная жизнь, планирование на ближайшее время.
— Мы же должны понимать: то, что происходит в публичном пространстве и дома — это совершенно разные вещи. Я понимаю и обостренный травматизм Сергея и, возможно, какие-то слишком острые реакции на какие-то события. Сергей пять лет провел в тюрьме, я отношусь к этому с огромным пониманием. Все мы делаем ошибки, и самое главное, чтобы потом анализировать, что было сделано не так. И кому на руку, если эти дискуссии выносятся в публичное пространство и обсасываются со всех сторон? Мне, например, это не надо. Именно поэтому я не выхожу и не комментирую. Мы сами со всем разберемся.















