Западных санкций все больше, но Россия остается мощной энергетической державой, считают участники дискуссии в немецком Фонде имени Бёлля. Могут ли санкции остановить войну против Украины?
Могут ли западные санкции остановить войну России против Украины ? Почему РФ, против которой за четыре года введено рекордное в мире количество ограничений, остается если не энергетической сверхдержавой, то влиятельным игроком? Среди причин – уязвимость Запада и завышенные ожидания, считают участники дискуссии, прошедшей в понедельник, 8 декабря, в Берлине в близком к оппозиционной партии «зеленых» Фонде имени Генриха Бёлля (Heinrich-Böll-Stiftung). «Россия — не Иран, полностью санкционировать ее очень сложно», — сказал Штефан Майстер (Stefan Meister), эксперт Германского общества внешней политики (DGAP).
Изначально Западом был выбран путь постепенного отказа от нефти и газа из России, задача резко прекратить закупки не ставилась, поскольку это привело бы к резкому скачку цен на мировых рынках, считает Майстер: «Граждане бы это ощутили, в демократических странах это сложно реализовать». «Политическая цена была бы высокой», — отметил эксперт.
Как менялась доля России в поставках газа и нефти в ЕС
Если посмотреть на сухие цифры, которые озвучил Арнольд Хачатуров из издания «Новая газета Европа», изменения выглядят как обвал. Так, до 2022 года доля России в поставках в Евросоюз составляла 50 процентов по газу и 25 процентов по нефти. К 2025 году доля газа составила 11 процентов, нефти — три процента.
С февраля 2022-го по декабрь 2025 года РФ заработала на экспорте энергоносителей в ЕС 216 миллиардов евро. Немалая часть этих денег идет на продолжение войны. Общая цифра сопоставима с объемом помощи Украине оружием и деньгами от стран Запада, включая США и Евросоюз, но доля чисто военной помощи ниже.
Россия в целом адаптировалась к санкциям, считает Хачатуров, в том числе с помощью так называемого «теневого танкерного флота», который помогает обходить ограничения. Основные ресурсные потоки — 80 процентов — идут из РФ в Китай и Индию. Доля последней выросла с двух до 40 процентов. Из Индии переработанные нефтепродукты попадают в Европу. По похожей схеме зарабатывает член НАТО Турция. Несмотря на дальнейшие запланированные ограничения в ЕС, о полной изоляции России на мировом рынке речь не идет, отмечают участники дискуссии.
Российский оппозиционный деятель, вице-президент Фонда «Свободная Россия» и бывший замминистра энергетики РФ Владимир Милов не согласился с тем, что у России с бюджетом нет проблем: «Санкции работают серьезно». В беседе с корреспондентом DW Милов отметил, что введенные недавно США санкции против двух крупнейших российских нефтяных компаний «Роснефти» и «Лукойла» «дают эффект» в совокупности с другими, введенными ранее мерами. Он упомянул, что в ноябре доходы от экспорта российской нефти упали до рекордно низкого уровня. Милов уверен, что санкционное давление действует только в комплексе и приводит среди прочего к «дефициту бюджета или охлаждению экономики». Главной слабостью западных санкций он считает их непоследовательность.
Могут ли санкции остановить войну РФ против Украины
Арнольд Хачатуров отметил, что ожидания от эффекта санкций были завышенными, и сослался на то, что в мире не было прецедентов, чтобы санкции привели «к смене режима». По мнению Штефана Майстера, напрямую этого никто не ожидал, и санкции «никогда не создавались для того, чтобы закончить войну». Майстер считает, что ставилась задача поднять для Москвы цену войны и ограничить ресурсы для закупки вооружений, и это удалось.
В целом Майстер сомневается, что изменения в России возможны под давлением общества. Хотя деньги в Фонде национального благосостояния (ФНБ) «заканчиваются», российское руководство готово платить за войну против Украины «очень высокую цену», а российское общество пассивно и под угрозой репрессий на протесты вряд ли пойдет, полагает берлинский политолог. По его мнению, в перспективе к окончанию войны может привести позиция российских элит, для которых война будет «слишком дорогой» и не будет хватать ресурсов.
Владимир Милов не соглашается с теми, кто считает, что у России «бесконечные ресурсы». По его словам, уже сейчас «людей не хватает в целых отраслях», и Москва приближается к моменту, когда встанет вопрос о цене войны. «Поэтому основные надежды (России. — Ред.) сегодня в том, что Трамп продавит какое-то выгодное Путину мирное соглашение», — считает вице-президент Фонда «Свободная Россия». В успех «плана Трампа» Милов не верит.

