74074979 403.jpg Deutsche Welle нефть

Почему доходы России от нефти продолжат снижаться в 2026 году

В первые годы войны в Украине российская экономика чувствовала себя относительно устойчиво, в том числе благодаря значительным доходам от экспорта нефти. В 2025 году ситуация изменилась: нефтяные доходы начали резко сокращаться. Россия оказалась в идеальном шторме — по ее экспорту одновременно бьют сразу несколько факторов. В чем они состоят и какова вероятность того, что давление сохранится в 2026 году, — в материале DW.

Что происходит с доходами России от экспорта нефти

В ноябре 2025 года нефтегазовые доходы российского бюджета были на 34% ниже, чем в ноябре 2024 года (530,9 млрд рублей против 802 млрд), следует из недавно опубликованных данных Минфина. В целом за 11 месяцев отставание меньше, но все равно оно значительное — 22,4%.

В декабре Минфин рассчитывает получить 580 млрд рублей нефтегазовых доходов. Это на 36% или на 280 млрд меньше, чем было год назад (780 млрд), и на 140 млрд меньше базового уровня, установленного в ходе последнего пересмотра параметров бюджета на 2025 год, сделанного в конце октября.

При этом вполне возможно, что план на декабрь выполнить не получится. Столь сильное сокращение доходов в 2025 году обусловлено не одним, а сразу несколькими факторами. И пока все они продолжают действовать.

Почему доходы России от нефти сокращаются

На протяжении большей части 2025 года давление оказывали два фактора: снижение мировых цен на нефть и укрепление рубля. В январе 2025 года баррель нефти Brent стоил 79 долларов, в начале декабря — 62. Среднегодовое значение составило немногим менее 70 долларов — это на 13% ниже уровня 2024 года. Рубль при этом с начала года укрепился к доллару примерно на четверть — со 100 рублей за доллар в январе до 79 рублей к началу декабря.

В конце года добавился третий фактор: нефть, которую экспортирует Россия, стала дешеветь быстрее, чем другие сорта — из-за санкций, которые США ввели против «Лукойла» и «Роснефти» — крупнейших российских нефтяных компаний.

По данным Bloomberg, на неделе, завершившейся 7 декабря, баррель Urals (главный российский экспортный бренд) в порту Новороссийска продавался в среднем по 38,28 доллара, в балтийских портах — по 41,16. Скидка по сравнению с Brent таким образом составила около 20 долларов. До этого разница в цене была почти в два раза меньше.

Как санкции США против «Лукойла» и «Роснефти» повлияли на экспорт российской нефти

По данным Bloomberg, российская нефть отгружается в прежних объемах, даже немного больших. Но у половины танкеров теперь не указан пункт назначения. Эти танкеры фактически используются как плавучие хранилища — будут дрейфовать, пока не найдутся покупатели, готовые нарушить санкции. Чтобы найти таких покупателей, приходится предлагать скидки. Отсюда и рост дисконта.

«Объемы российской нефти, находящейся в море, растут, но долго это продолжаться не может. Чтобы привлечь покупателей, могут понадобиться еще более значительные скидки на Urals, — констатируют аналитики ING Уоррен Паттерсон и Эва Мантей. — Если попытки окажутся неудачными, это, скорее всего, приведет к сокращению добычи. Впрочем, наш базовый сценарий предполагает, что Россия все же найдет способы обхода санкций».

Аналитики в своем прогнозе исходят из того, что до сих пор после очередного усиления санкционного давления события развивались по одному и тому же сценарию: основные покупатели российской нефти — Китай и Индия — на время сокращали импорт, и это приводило к увеличению дисконта, но затем выстраивались новые цепочки поставок, поставки восстанавливались, а дисконт сокращался.

Удастся ли России адаптироваться к новым санкциям

В последний раз России приходилось перестраивать свой нефтяной экспорт в начале 2025 года — после того как США ввели санкции против «Газпром-нефти» и «Сургутнефтегаза».

«Январские санкции поначалу казались грозными, но объемы добычи и экспорта у обеих компаний практически не снижались, а выросшие было накладные расходы и скидки при поставках в Индию и Китай вернулись к досанкционным значениям, — отмечает эксперт Берлинского центра Карнеги Сергей Вакуленко. — Основные объемы экспорта пошли через компании-фронты, но обе компании достаточно часто отправляют нефтяные грузы и от своего имени, поэтому пока нет серьезных оснований ожидать, что две следующие нефтяные компании не смогут справиться с той же задачей».

Однако повторить этот маневр сейчас будет сложнее. Рыночные условия с начала года существенно изменились: мировой рынок нефти из дефицитного стал профицитным.

Российский план по доходам от нефти на 2026 год под угрозой

Согласно ноябрьскому прогнозу Международного энергетического агентства (МЭА), уже в этом году профицит достигнет 2,4 млн баррелей в сутки, а в 2026-м увеличится более чем до 4 млн баррелей в сутки. Примерно столько сырой нефти Россия и экспортирует.

В ситуации, когда предложение превышает спрос, мотивация искать способы обхода санкций снижается: если скидка на нефть компаний, находящихся под санкциями, недостаточно высока, можно закупить сырье других поставщиков — например, Саудовской Аравии или Ирака. Это создает дополнительные риски для российского бюджета, исполнение которого в 2026 году и без того вызывает серьезные вопросы.

В бюджете России на 2026 год заложена цена барреля Urals в 59 долларов. Это всего на 3 доллара меньше, чем сейчас стоит Brent. То есть, чтобы план по нефтегазовым доходам был выполнен, нужно либо радикальное сокращение дисконта, либо рост мировых цен. Первое возможно лишь в случае снятия санкций, а для второго предпосылки отсутствуют: большинство аналитиков ожидают снижения мировых цен вследствие увеличения профицита.

Deutsche Welle

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => Deutsche Welle