В соцсетях по всему миру популярен тренд Slavic Stare — «славянский взгляд». Его связывают с известностью Мелании Трамп и ее хладнокровным выражением лица. Почему в Германии критикуют этот тренд?В TikTok и Instagram по всему миру в последние месяцы популярен тренд Slavic Stare («Славянский взгляд»). Пользовательницы записывают короткие видео под аудио с диалогом двух девушек по-английски. «Боже мой, ты такая красивая, сколько тебе лет?» — спрашивает один голос. «Румыния», — отвечает второй, очевидно, неправильно поняв вопрос. На последней фразе авторы видео делают серьезное лицо, прищуривают глаза и поджимают губы. Это и называется Slavic Stare.
Образец «славянского взгляда» — Мелания Трамп
Точно установить происхождение тренда невозможно. Большинство связывает его с ростом популярности Мелании Трамп после возвращения ее мужа Дональда Трампа на пост президента США в 2025 году. Сначала в соцсетях отмечали, как часто уроженка Словении делает серьезное лицо на публике, в том числе в присутствии супруга. Затем девушки стали пытаться копировать этот взгляд.
“Можно любить ее или ненавидеть, но первая леди знаменита своим пронзительным взглядом”, — писала об этом британская газета Daily Mirror. “Славянский взгляд Мелании Трамп захватил социальные сети. Пользователи TikTok начали повторять этот культовый пронзительный взгляд!” — восхищался первой леди американский правоконсервативный журнал для женщин Evie.
«Славянский взгляд» копируют по всему миру
Повторить Slavic Stare теперь пытаются девушки самой разной внешности. К тренду присоединились даже некоторые юноши. Ряд блогеров высмеивают моду и намеренно корчат смешное лицо. Но большинство всерьез пытается выглядеть уверенно и хладнокровно.
Пользовательницы соцсетей из Восточной Европы, в том числе русскоязычные, ожидаемо публикуют ролики с «настоящим» Slavic Stare. Многие говорят, что ничего не пародируют, а действительно всегда смотрят так в обычной жизни.
В Германии бьют тревогу из-за Slavic Stare
В Германии Slavic Stare также стал крайне популярен. Его повторили в совместном видео немецкие блогеры Rezo (1 млн подписчиков в Instagram и 1,8 млн в TikTok), Надин Брити (Nadine Breaty, 1 млн в Instagram и 11 млн в TikTok) и Мари-Йоан Шмидт (Marie-Joan Schmidt, 756 тыс. и 1 млн).
Однако оценка тренда среди немецких СМИ и экспертов — повсеместно отрицательная. «Женщины Восточной Европы одновременно и идеализируются, и обесцениваются. Образ стереотипной «восточной европейки» основан на представлении, что «Восток» — последний оплот традиционных консервативных ценностей», — сказала радиостанции Cosmo немецкая феминистка Лиза Яржински (Lisa Jarzyński).
«Особенно с более «западной» точки зрения идея сексуализации женщин на «Востоке» и желание «владеть» ими — исторически сложившаяся уничижительная идея. Есть целые каталоги “восточных европеек” или шоу знакомств, такие как «Ищу женщину мечты», где западный мужчина выбирает себе женщину из Восточной Европы, как если бы она была товаром», — продолжила Яржински.
Редакция Cosmo поставила тренд Slavis Stare в один ряд с фильмами «Анора» (2024), «Красный воробей» (2018), «Именинница» (2001) и группой «Тату». «Не только в этом тренде, но и в поп-культуре восточные европейки часто представляются как покорные женщины, которым важны только деньги. Одновременно они преподносятся как неэмоциональные, часто в контексте проституции», — считает Cosmo.
Журналистка из ФРГ: Лично сталкивалась с предвзятым отношением
К критике присоединились и те в Германии, кто сам связан с Восточной Европой. С подобной оценкой в комментарии для DW выступила журналистка немецкой газеты Die Zeit Анастасия Тихомирова. Она родилась и выросла в Германии, но свободно говорит по-русски и не раз бывала в Москве.
«Этот тренд активизирует предвзятые взгляды и стереотипы. Ему подражают те, кто никак не связан с Восточной Европой. Это вообще единственное, что они знают о восточноевропейских женщинах. Я сталкивалась с таким отношением в юности в баварской деревне. Многие ожидали от меня определенные взгляды и внешность, потому что я славянка. Считается, что это должна быть легкая девушка в поиске мужчины», — рассказала Тихомирова.
По ее словам, «проблема в том, что мы не выбираем сами» эту идентичность, а она навязывается. Кроме того, тренд «ограничивает восточноевропейских женщин одним стереотипом». «Многие понятия не имеют, что такое Восточная Европа. Думают, что это только Россия. А это разные страны и разные женщины», — резюмировала Тихомирова.
Немецкий историк: Тренд уходит корнями в XVIII век
Slavic Stare «лишь кажется выбранным самими женщинами», вторит ей исследовательница из Берлина Юлия Портнова. На самом деле этот тренд «обслуживает западные фантазии об опасной, но контролируемой женственности», заявила она в комментарии для Cosmo.
А немецкий историк Ханс-Кристиан Петерсен (Hans-Christian Petersen) поместил Slavic Stare в исторический контекст. «Еще с XVIII века в книгах западных путешественников появился образ “красивой полячки”, — сказал он телерадиокомпании NDR.
«На первый взгляд он кажется позитивным. На при подробном изучении становится ясно, что имеется в виду: сексуально открытая, похотливая и в целом движимая инстинктами и интеллектуально ограниченная. Людей сводят лишь к их сексуальности. В этом проблема этого тренда», — добавил Петерсен.
Немецкий культуролог: Война в Украине изменила представление о славянском
«Для меня это часть еще большей мем-культуры о славянских девушках, которые традиционно считаются красивыми и стоящими за консервативные ценности. Где женщина — прежде всего красавица, заботится о доме, муже и детях», — сказала NDR культуролог Дарья Клингенберг (Darja Klingenberg) из Европейского университета Виадрина во Франкфурте-на-Одере. Она родилась в 1981 году в Таджикской ССР и ребенком переехала в Германию.
«Сейчас мемы, как раньше анекдоты, разгоняют предрассудки общества. Так же и эти мемы в TikTok играют на стереотипном представлении о восточноевропейских женщинах как суперсексуальных и доступных», — добавила ученый. Она считает, что вторжение России в Украину в целом изменило представление о восточноевропейских женщинах.
«Тот, кто делает такое «славянское лицо», отсылает к некой отдельной славянской культуре. Объединяются полячки, словачки, румынки, россиянки, часто речь идет о Мелании Трамп. Как будто есть некое единое славянство или восточное европейство. Но мы уже три года, а на самом деле 10 лет переживаем агрессивную войну России против Украины. Поэтому в Центральной и Восточной Европе отчетливо дистанцируются от подобной великорусской идентификации или представления о славянстве», — полагает Клингенберг.















