73791279 403 1.jpg 1 Deutsche Welle переговоры о вступлении в ЕС

Переговоры о вступлении в ЕС: каких реформ ждут от Украины

Украина получила согласованный план действий, который должен подтвердить готовность страны к вступлению в Евросоюз. Его объявили и передали Украине во время неформальной встречи министров по европейским делам стран ЕС по общим вопросам, которая прошла во Львове 11 декабря.

План содержит десять основных приоритетных пунктов, которые Украина должна выполнить в течение следующего года, чтобы продвигаться дальше по пути евроинтеграции до полноценного вступления в ЕС. Это стало возможным после того, как на встрече во Львове страны ЕС запустили механизм «фронтлоудинга» (Frontloading). Этот технический инструмент позволяет Украине работать в рамках так называемых «переговорных кластеров» — разных аспектов подготовки к членству в ЕС — даже в нынешних условиях.

Переговорные кластеры несмотря на венгерское вето

Проблема сейчас в том, что Венгрия блокирует процесс, накладывая свое вето на «открытие» или «закрытие» переговорных кластеров по вступлению в ЕС. По действующим правилам подобные решения должны приниматься единогласно всеми членами ЕС. Большинство стран Евросоюза не согласны с венгерским вето. Поэтому они искали способы обойти его, чтобы не останавливать процесс расширения ЕС.

Введенный в результате механизм «фронтлоудинга» предусматривает, что работа над техническими вопросами по всем аспектам евроинтеграции не требует формальных решений всех стран-членов ЕС. Для его запуска достаточно решения страны, которая в данный момент председательствует в Совете ЕС, а также поддержки Еврокомиссии.

Речь идет, например, о переговорах на уровне экспертных групп. Это ноу-хау принадлежит Дании, которая последние полгода председательствовала в ЕС, отмечают эксперты. «Я очень горжусь тем, что во время датского председательства мы применили новый подход к расширению, когда мы выполняем всю техническую работу заранее. Это означает, что процедура расширения не находится в тупике», — сказала министр по европейским делам Дании Мари Бьерре во время неформального заседания министров во Львове.

Комиссар ЕС по вопросам расширения Марта Кос также подтвердила, что теперь Украина и ЕС перешли к техническому процессу, который не несет риска вето со стороны Венгрии . В то же время европейские представители подчеркивают, что обход действует только на техническом этапе: для формального открытия и закрытия переговорных кластеров по-прежнему необходима единогласная позиция стран-членов ЕС. Поэтому Украине важно выполнить техническую часть по кластерам уже сейчас, чтобы после снятия венгерской блокады переговоры могли двигаться максимально быстро.

«Мы имеем дело с ad-hoc механизмом, с творческим подходом. Но здесь нет ничего плохого. ЕС, конечно, основан на принципах, правилах, ценностях, но он в своей истории демонстрировал, что если есть политическая воля, то ЕС способен, как живой организм, находить способы обходить препятствия, когда стоит экзистенциальная цель», — объяснил DW директор Центра «Новая Европа» Сергей Солодкий. По его словам, европейская сторона понимает, что классический путь открытия переговоров по кластерам из-за венгерской блокады может затянуть вступительный процесс, а с учетом безопасности Украина не имеет лишнего времени.

В Киеве не скрывают удовлетворения тем, что удалось найти механизм разблокирования венгерского вето. «Мы доказали, что государство, чьи институты выдерживают вызовы полномасштабной войны, способно эффективно функционировать как будущий член ЕС. Мы готовы двигаться вперед и открывать переговорные кластеры, как только политические условия это позволят», — заявил вице-премьер по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Украины Тарас Качка.

Приоритетные пункты для Украины: борьба с коррупцией и судебная реформа

По результатам встречи европейских министров во Львове, ЕС передал Украине согласованный план действий из десяти пунктов, которые страна должна выполнить в течение следующего года, чтобы продолжать переговоры о вступлении. Он включает принятие изменений в Уголовно-процессуальный кодекс и другое законодательство для обеспечения быстрого и эффективного правосудия.

Среди изменений, которых ожидают от Украины, например, отмена «поправок Лозового», которые предусматривают автоматическое закрытие уголовных производств, если досудебное расследование не завершено в установленные сроки. Кроме того, Украина должна усилить независимость Национального антикоррупционного бюро (НАБУ) и Специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП) и расширить их юрисдикцию на все должности с высоким коррупционным риском. До второго квартала 2026 года Украина должна утвердить Антикоррупционную стратегию и Государственную антикоррупционную программу.

Ряд требований связан с реформированием Государственного бюро расследований (ГБР) и Офиса генерального прокурора, включая процедуру назначения генпрокурора. Кроме того, европейская сторона хочет, чтобы официальный Киев ускорил судебную реформу, в частности, расширив участие международных экспертов в конкурсных комиссиях для Высшей квалификационной комиссии судей (ВККС), которая назначает судей. А тех судей Конституционного суда и членов Высшего совета правосудия (ВСП), которые прошли международную проверку, от Украины требуют назначить как можно быстрее и без промедления.

Народный депутат из фракции «Голос» Ярослав Железняк, первый заместитель главы парламентского комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики, предположил, что выполнение этих требований может стать ключевым для финансовой поддержки Украины со стороны ЕС. «Это, конечно, в рамках евроинтеграции, но очень вероятно, что что-то из этого станет уже «маяками» под новые кредиты от ЕС», — написал Железняк в Telegram.

Эксперты: для выполнения требований ЕС нужна политическая воля

По мнению члена правления Центра противодействия коррупции Елены Галушко, в переданном Украине списке нет сверхсложных задач или реформ, которые невозможно реализовать во время полномасштабного вторжения. «Там скорее реформы, реализовывать которые раньше не было политической воли», — объяснила Галушко. Среди примеров она назвала назначение кандидатов в Конституционный суд и ВСП, которые уже были отобраны комиссией, но так и не назначены. «Я достаточно оптимистично настроена, если ЕС будет дальше настаивать, чтобы украинская сторона выполняла эти реформы, у нас есть шанс получить мощный толчок для демократизации», — добавила она.

Среди обозначенных приоритетов представительница Центра противодействия коррупции выделила два самых проблемных пункта: реформу Офиса генерального прокурора и отбор нового генпрокурора на основе открытого конкурса. «Мы видели роль генпрокурора в атаках на НАБУ и САП и понимаем, что без настоящей очистки Генпрокуратуры не будет верховенства права и независимой правоохранительной системы», — пояснила эксперт.

Вторым сложным пунктом, по ее мнению, является реформа Государственного бюро расследований. По словам Галушко, эта институция создавалась без надлежащих механизмов контроля, а кадры туда переходили из других правоохранительных органов без должного отбора. «Сейчас нам нужно перезапустить и очистить это учреждение. Это может быть сложно, но если есть политическая воля и понимание, что ЕС требует эти шаги, что они критически важны для интеграции Украины в европейское сообщество, это будет сделано», — подчеркнула она.

Сергей Солодкий также осторожно оптимистичен относительно выполнения Украиной пунктов плана ЕС. «При наличии политической воли все это реально сделать. Может понадобиться больше времени, но у меня нет сомнений, что это будет выполнено, потому что список составлен конкретно», — отмечает он. В то же время эксперт подчеркивает, что затягивать процесс сейчас недопустимо. Если Украина имеет амбициозную цель быть готовой к членству к 2030 году, по словам Солодкого, времени на промедление нет.

Deutsche Welle

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => Deutsche Welle