![]()
В столице Бельгии состоялся очередной европейский министериал, участники которого обсудили внешнеполитические вызовы, расширение ЕС и ситуацию в странах-кандидатах. И хотя делегации из Тбилиси среди участников встречи не оказалось, судьбу Грузии обсуждали на полях форума.
Министр иностранных дел Литвы Кястутис Будрис, отвечая на вопрос журналистов Euroskopi, прямо связал процессы в Тбилиси с утратой доверия к демократическим институтам. По его словам, «есть только один выход из этой ситуации» – проведение свободных и справедливых выборов и последующие шаги по пути в ЕС. Сейчас, отметил Будрис, Евросоюз наблюдает «деградацию процессов и регресс демократии».
Литовский министр также подчеркнул, что разочарование особенно велико «на фоне больших ожиданий грузинского народа относительно европейской перспективы», и отдельно указал на действия властей против оппозиции и демонстрантов, назвав их «абсолютно неприемлемыми». При этом он заявил, что по-прежнему верит в европейское будущее Грузии и выразил надежду, что ЕС продолжит поддержку гражданского общества и неправительственных организаций.
Похожую позицию озвучила еврокомиссар по вопросам расширения Марта Кос. Перед Советом глав МИД стран-членов ЕС она заявила, что Грузия столкнулась с «таким откатом на пути европейской интеграции, как ни одна другая страна». По ее словам, если правительство хочет двигаться вперед в направлении Европы, «ему необходимо вести себя иначе». Кос отдельно подчеркнула, что поддержка гражданского общества и независимых СМИ будет продолжена, поскольку это важно «и для людей, и как сигнал правительству».
Главный месседж Кос заключается в том, что возвращение на европейский путь остается возможным и зависит от решений самих грузинских властей. «Это в их руках», – несколько раз подчеркнула она.
Прокомментировала процессы в Грузии и министр иностранных дел Румынии Оана Тою. Напомнив, что Бухарест стал первым членом ЕС, подписавшим соглашение о стратегическом партнерстве с Тбилиси, глава МИД заявила, что ее страна продолжает верить в европейское будущее Грузии. Впрочем, сегодня «люди борются за европейское будущее Грузии больше, чем институты и центральные власти», добавила Тою. Румынский министр назвала это признаком устойчивости общества и подчеркнула обеспокоенность событиями в Тбилиси, в том числе в контексте безопасности в регионе Черного моря.

Болезненная реакция на критику из ЕС правящей «Грузинской мечты» последовала еще до начала заседания в Брюсселе. Вице-спикер парламента Нино Цилосани заявила, что на встрече министров иностранных дел ЕС «мы услышим много лжи и дезинформации о Грузии», а сама встреча будет использована «для нападок» на страну. По ее словам, вместо критики Евросоюзу следовало бы опираться на рейтинги и исследования собственных институтов.
Первый вице-спикер парламента Георгий Вольский поддержал этот нарратив, назвав заявления Марты Кос «лицемерием». По его словам, данные европейских исследований показывают более высокие показатели Грузии, чем у ряда стран ЕС. Он также подчеркнул, что правящая «Мечта» обязана защищать национальные интересы так же, как это делают сами государства Евросоюза.
Похожие оценки дал и председатель парламентского комитета по процедурным вопросам Давид Матикашвили. По его словам, «брюссельская бюрократия» отошла от ценностей, на которых был создан ЕС, а разрыв между волей народов и решениями Брюсселя лишь усиливает евроскептицизм.
А депутаты Георгий Кахиани и Майя Битадзе отметили, что европейские политики неверно интерпретируют волю грузинского народа и приравнивают его к участникам протестов на проспекте Руставели. По их словам, именно «Грузинская мечта» пользуется поддержкой большинства населения и ведет страну к европейской интеграции, сохраняя при этом суверенитет и стабильность.
В оппозиции считают иначе: только если власти проведут необходимые реформы, освободят политзаключенных и назначат новые, свободные парламентские выборы, Брюссель будет готов обсуждать реальную интеграцию, заявил один из лидеров партии «Лело» Григол Гегелия. По его словам, заявление еврокомиссара Марты Кос подтверждают: у Грузии по-прежнему есть реальные возможности для быстрого сближения с ЕС, но при условии выполнения взятых обязательств.
Оппозиционер назвал утверждения о том, что процесс евроинтеграции заморозил сам Евросоюз, пропагандистским мифом «Грузинской мечты». Он подчеркивает: именно правительство Ираклия Кобахидзе «закрыло дверь», тогда как в регионе другие страны, в частности Армения, активнее продвигают свои интересы на международной арене.
Примечательно, что среди участников министериала оказался глава МИД Армении Арарат Мирзоян. Он прибыл в Брюссель по приглашению европейских партнеров. Дипломат провел как двусторонние встречи, так и переговоры в широком формате. Таким образом, в повестке дня ЕС Грузию сменила Армения. Долгие годы Тбилиси считался лидером на пути евроинтеграции на всем постсоветском пространстве. Но после резкого разворота Брюссель, возможно, решил найти нового ключевого союзника в регионе.
Фэмили фото с Путиным: премьера Грузии раскритиковали за поездку в Ашхабад





