68737835 403.jpg Deutsche Welle украина

Мир в Украине: гарантии безопасности как альтернатива членству в НАТО?

Одним из ключевых вопросов прошедших 14 и 15 декабря в Берлине переговоров были гарантии безопасности, которые Украина должна получить при заключении мирного соглашения с Россией. После встречи с участием европейских лидеров, украинского президента Владимира Зеленского, специального посланника США Стива Уиткоффа и зятя американского президента Джареда Кушнера 15 декабря состоялся телефонный разговор участников с президентом США Дональдом Трампом.

Канцлер Германии Фридрих Мерц (Friedrich Merz) и Владимир Зеленский положительно оценили результаты переговоров. «Мы услышали от американской стороны, что она готова предоставить гарантии безопасности, соответствующие статье 5 договора о НАТО», — сказал глава украинского государства на совместной пресс-конференции с канцлером ФРГ. Мерц, в свою очередь, заявил об «очень важном прогрессе», назвав «действительно стоящим» то, что США предложили в вопросе «юридических и материальных гарантий». Дональд Трамп отметил, что «мы сейчас близки, как никогда» к завершению войны в Украине.

Гарантии безопасности для Украины должны быть закреплены юридически

И действительно: в обнародованном совместном заявлении европейских лидеров говорится, с одной стороны, о готовности создать «мультинациональные силы» из военнослужащих «желающих стран», которые защищали бы украинское небо, море, а также поддерживали восстановление ВСУ. Кроме того, в документе неоднократно упоминаются США, в частности, как сторона мониторинга предстоящего перемирия. И, наконец, все гарантии безопасности должны быть юридически обязывающими для стран, то есть должны быть закреплены законами или другими процедурами в рамках национальных законодательств.

Агентство Reuters сообщило со ссылкой на собственные источники, что Зеленский во время переговоров в Берлине вроде бы допустил отказ от вступления Украины в НАТО в обмен на гарантии безопасности от Запада.

Впрочем, как именно должны выглядеть эти гарантии, остается открытым вопросом. «Данные меры могут включать вооруженные силы, разведывательную и логистическую поддержку, экономические и дипломатические действия», — говорится в заявлении европейских лидеров. Но самое главное: никаких официальных комментариев США на этот счет до сих пор не было.

Высокопоставленный член американской переговорной группы, которого цитирует информагентство AFP, ограничился обтекаемыми высказываниями, назвав предложенные гарантии «действительно сильными», и указал при этом на «очень сильное сдерживание» России с помощью американского оружия. Информагентство dpa, также со ссылкой на неназванного американского чиновника, пишет, что речь идет прежде всего о мерах мониторинга и предотвращения конфликта, «чтобы украинское население чувствовало себя в безопасности». В то же время о привлечении американских военных, по его словам, речь не идет.

Статья 5 Североатлантического договора – тоже не панацея

Тем не менее, сам факт совместного заявления европейцев с конкретно перечисленными мерами и констатацией, что «мы, европейцы, к этому готовы», «очень важен» для Украины, считает Сюзан Стюарт (Susan Stewart), эксперт немецкого Фонда «Наука и политика» (SWP). По ее мнению, перечисленные в заявлении европейских лидеров потенциальные гарантии безопасности для Украины действительно схожи с теми, которые дает членам НАТО статья 5 Североатлантического договора, обязывающая союзников поддержать страну-члена в случае нападения на нее. «В статье 5 так же речь не идет о том, что реакция на нападение должна быть именно военной, а каждая страна принимает меры, которые считает необходимыми и правильными», — отмечает эксперт в разговоре с DW.

При этом, по словам Стюарт, необходимо дождаться, когда станет известно, как будут конкретно выглядеть предоставленные Украине гарантии. Однако из европейского заявления вытекает, что «уже были определенные согласования с США», отмечает эксперт.

В то же время эксперт по вопросам безопасности Клаудиа Майор (Claudia Major) не считает обязательства европейцев в отношении Украины, о которых сейчас идет речь, аналогичными гарантиям, которые имеют страны-члены НАТО. «Это поддержка. Но это не юридически закрепленное обязательство защищать Украину в случае нового нападения», – сказала она в эфире общественно-правового телеканала ARD.

По словам Майор, один из вопросов заключается в том, что произойдет в случае нового российского нападения на Украину: «Придут ли тогда войска? Придет ли кто-нибудь, чтобы защитить Украину так, как это (должно быть. — Ред.) в НАТО?» Из того, что известно, можно сделать вывод, что такого обязательства нет, говорит эксперт. Поэтому Клаудиа Майор предпочитает называть обещания европейцев «всеобъемлющей поддержкой, а не гарантиями безопасности».

Главный вопрос: что думают в Кремле?

Но главный вопрос сегодня – это то, как на выработанные предложения европейцев, украинцев и американцев отреагирует Россия. Это «Дамоклов меч», нависший над всеми достигнутыми договоренностями, отметил в разговоре с DW австрийский военный историк Маркус Райснер. Он не верит в то, что Россия пойдет на уступки, поскольку «видит себя на пути к победе». «И если говорить конкретно, то речь идет о Донбассе. Смогут ли россияне присвоить себе весь Донбасс? На данный момент они на этом настаивают. Путин будет вести эту войну до тех пор, пока этого не произойдет», — считает эксперт.

Со скепсисом Райснер относится и к потенциальным гарантиям безопасности для Украины. Конкретное опасение, которое выражают разные эксперты: новые обещания могут превратиться в очередной «Будапештский меморандум» или «Минские соглашения». Эти подписанные в прошлом документы, призванные защищать территориальную целостность и суверенитет Украины, не помешали России напасть на Украину в 2014, а затем и в 2022 году. «Это значит, что здесь нужно смотреть на вещи с осторожностью и надеяться, что эти гарантии безопасности, если США на них пойдут, действительно серьезны» и будут воплощены в жизнь, отмечает эксперт.

Опасения «Минска-3»

«Минска-3», учитывая будущие договоренности по завершению войны в Украине, опасается и Вильфрид Йильге (Wilfried Jilge) из Немецкого общества внешней политики (DGAP). Он особенно предостерегает от создания в Донбассе чего-то вроде буферной зоны с доступом российских представителей. Владимир Зеленский после переговоров сообщил, что американская сторона предлагает создать в Донбассе «свободную экономическую зону». «Как только россияне появятся на такой территории — даже если это будут лишь полицейские, надо ожидать снова нарушений и манипуляций правилами», — говорит Йильге в разговоре с DW. По его словам, это может завершиться тем, что «украинцы снова будут вовлечены в провокации, которые в конце концов будет использовать Россия, чтобы снова иметь повод оккупировать эту территорию». «Но, прежде всего, правда заключается в том, что Россия вообще не говорит, что она готова что-то подписывать», — отмечает Ильге.

Первые заявления из Москвы после переговоров в Берлине вряд ли можно назвать внушающими оптимизм о достижении скорых договоренностей. В частности, в Кремле отвергли идею рождественского перемирия, озвученную накануне Фридрихом Мерцем. «Мы хотим мира. Мы не хотим перемирия, чтобы дать передышку Украине и подготовиться к продолжению войны», — сказал спикер президента РФ Дмитрий Песков. Он также сообщил, что Россия пока не видела «каких-либо текстов» с западными гарантиями безопасности для Украины. «Когда увидим, тогда уже будем анализировать», — добавил он.

Deutsche Welle

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => Deutsche Welle