75170470 403 1.jpg 1 Deutsche Welle переговоры по Украине

Переговоры в Берлине о мире в Украине — дело за Россией

На переговорах в Берлине ЕС, США и Украина согласовали позиции по окончанию войны в Украине. Это успех канцлера ФРГ Мерца. Продолжится ли мирный процесс, зависит от РФ, пишет Дирк Эммерих в рубрике «Берлинский инсайдер».В течение двух дней, 14 и 15 декабря, Берлин был центром дипломатических усилий по прекращению войны в Украине. Возможно, как подчеркнул по итогам переговоров канцлер ФРГ Фридрих Мерц (Friedrich Merz), сейчас — впервые с начала войны в феврале 2022 года — появился самый большой шанс на реальный мирный процесс.

Мерц преследует три цели в эти последние недели уходящего года: удержать Евросоюз в игре при принятии решения о войне и мире в Украине, предотвратить окончательный разрыв между США и ЕС и снова в переговорах оказать давление на Россию.

По мнению канцлера, переговоры в немецкой столице были успешными. То, что даже президент США Дональд Трамп видит окончание войны наиболее близким, чем когда-либо прежде, вероятно, должно подтвердить мнение Мерца. Еще несколько дней назад Трамп не хотел отправлять своих представителей в Берлин. Однако затем его переговорщики, спецпосланник Стивен Уиткофф и зять Джаред Кушнер, остались там дольше, чем планировалось. А сам Трамп в понедельник, 15 декабря, подключался по телефону к проходившим переговорам.

Дипломатический успех с ограниченной досягаемостью

Тем не менее совместного итогового заявления не последовало. Это вызывает недоумение. Хорошо, Уиткофф и Кушнер сначала хотят довести результаты до сведения Москвы, чтобы там их не стали поспешно обсуждать и искажать. «Теперь только от России зависит, удастся ли достичь перемирия до Рождества», — заявил Фридрих Мерц, демонстрируя большой оптимизм и значительную долю давления. Как будто осталось только поставить точку над «i».

Однако неизвестно, как долго продлится эта эйфория. Успех Германии заключается в том, что ЕС, США и Украина смогли синхронизировать свои точки зрения. Не меньше, но и не больше.

Европа смогла помешать Трампу и Путину, игнорируя всех остальных, договориться о навязанном мирном соглашении, предусматривающем территориальные уступки со стороны Киева. Украина смогла добиться надежных гарантий безопасности — по крайней мере, на бумаге. А Трамп вместе с Уиткоффом и Кушнером может продолжать мечтать о крупных экономических сделках с Россией в Арктике или даже о совместных полетах на Марс.

Но разве этого достаточно? В конечном счете важно — и в этом Фридрих Мерц прав — чтобы Москва присоединилась к усилиям по достижению перемирия.

Переговоры по Украине: все остается так, как и было

Если посмотреть на ставшие известными детали более внимательно, то итог берлинских переговоров выглядит гораздо более прозаически. Речь идет не только о территориальных уступках Украины, которых по-прежнему требует Россия. Они несправедливы и нарушают международное право. Американцам, похоже, теперь безразлично и то, и другое.

Речь идет также о многонациональных миротворческих силах, с помощью которых ЕС хочет обеспечить перемирие в Украине. Эта идея уже обсуждалась после саммита президентов США и России на Аляске, еще до того как Владимир Путин отверг присутствие на территории Украины солдат из стран НАТО, являющееся для Москвы ее «красной линией».

Показательно, что США после берлинских переговоров не подписали совместное заявление. Хотели ли они тем самым ясно дать понять, что европейцы должны взять это на себя, или же рассчитывали, что Кремль и в этот раз откажется принять такие гарантии? И разве Путин не называл активность НАТО в Украине в качестве обоснования для своего вторжения?

Еще одним предметом спора являются замороженные Западом российские активы. Канцлер Мерц сообщил, что 18 декабря Евросоюз должен выделить эти средства Украине — несмотря на возражения Бельгии и, в последнее время, Италии. Однако нет никаких гарантий, что Мерцу удастся добиться консенсуса в ЕС по этому вопросу. При этом он не должен рассчитывать на благосклонность американцев. Ведь те делают ставку скорее на экономические стимулы, чем на давление, чтобы побудить Москву согласиться на перемирие.

Различные подходы Трампа, с одной стороны, и ЕС — другой, таким образом, вовсе внезапно не исчезли. Всего неделю назад США обнародовали свою новую Стратегию национальной безопасности, в которой Европа представлена скорее как противник, чем как союзник.

Все остается так, как и было. Решающим фактором для достижения перемирия является вовсе не то, что США, ЕС и Украина действуют сообща. Решающий фактор — то, как Москва теперь отреагирует на все это. Возможно, Стив Уиткофф и Джаред Кушнер, которые недавно провели пять часов, общаясь с Путиным в Кремле, все же учли интересы России в ходе переговоров в Берлине. Кто же знает это наверняка.

Спецпредставитель президента Путина Кирилл Дмитриев, стоящий за 28-пунктным мирным планом, после завершения переговоров в Берлине написал в X: «Сделаем водку снова великой «. И запостил фото бутылки водки с профилем Дональда Трампа на фоне Красной площади. Это скорее сигнал или загадка? 19 декабря состоится ежегодная большая пресс-конференция Владимира Путина. И вот тогда станет ясна его истинная позиция по поводу того, реалистичны ли перспективы перемирия в Украине в этом году.

Автор: Дирк Эммерих (Dirk Emmerich), корреспондент немецких телеканалов n-tv & RTL, много лет жил и работал в Москве, а также в Вашингтоне, был корреспондентом n-tv в Сирии, Ливии, Афганистане и других странах, охваченных военными конфликтами.

Комментарий выражает личное мнение автора. Оно может не совпадать с мнением русской редакции и Deutsche Welle в целом.

Deutsche Welle

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => Deutsche Welle