Детский сад «Белочка» на Урале, ребенок из группы «Семицветик» внимательно изучает портрет Владимира Жоги — командира батальона «ДНР», убитого вскоре после начала российского вторжения в Украину. Другой детский сад в Сибири — дети у стенда «Мастерилкино» собирают окопные свечи для отправки «бойцам СВО». Это лишь несколько из множества других подобных постов «ВКонтакте» с отчетами педагогов о декабрьских акциях, на которых маленьким детям и школьникам вместо подготовки к Новому году рассказывали о войне в Украине. Занятия прошли «в честь закрытия года защитника Отечества», написала на своей странице директор другого детсада, в котором для российских военных делали «талисманы».
После того как президент Владимир Путин объявил 2025 год в России «годом защитника Отечества», в детских садах и школах по всей стране продолжили читать лекции, учить детей бросать гранаты, обращаться с оружием или отправлять на фронт помощь. Эта активность достигла пика в конце года, когда российских детей втянули в «патриотический марафон». Формальными поводами стали малоизвестные праздники — «День добровольца» (5 декабря) и «День героя Отечества» (9 декабря), но судя по активности в соцсетях, приуроченные к этим датам мероприятия продолжаются уже несколько недель с конца ноября.
Методички для рассказов детям о войне в Украине
Пропаганда патриотизма и оправдание вторжения РФ в Украину в российских школах идет с 2022 года. Чаще всего это происходит в рамках «Разговоров о важном» — внеурочных занятий по понедельникам, которые российские власти называют обязательными для посещения. Однако нынешняя активность выделяется даже на их фоне. Связанные с войной уроки и мероприятия на протяжении почти месяца в школах объясняют «Неделей добрых дел» и чередой государственных праздников, однако анализ сотен однотипных постов в соцсетях показывает, что методички о проведении уроков были спущены сверху.
Программы для уроков готовят несколько структур — «Институт изучения детства, семьи и воспитания» и «Институт стратегий развития образования». На их сайте можно найти подробные планы декабрьских уроков о войне в Украине. Кроме того, что именно должны делать дети, описано в методичках подведомственного Минпросвещению «Российского детско-юношеского центра» (Росдетцентр). Документы, доступные на порталах для учителей, предполагают практически каждодневные акции, начиная с «помощи участникам специальной военной операции» 27 ноября и заканчивая «днем героев Отечества» 9 декабря.
В методичках, в частности, «предлагается» провести встречи детей с участниками войны в Украине или показать школьникам лекцию о вторжении с сайта «Знание». В ней на протяжении 45 минут детям рассказывают, что якобы 24 февраля 2022 года в Донбассе «по решению президента РФ, была завершена война, которая продолжалась там с 2014 года». «В течение восьми лет украинские боевики обстреливали мирные города, а жители региона не чувствовали себя в безопасности дома», — говорится в пропагандистской лекции.
Несмотря на вводные слова о том, что «герои» это якобы «врачи, спасатели, педагоги», ни эти, ни какие-либо другие профессии в ней не упоминаются. Лекция полностью посвящена участникам вторжения, которых учителя должны называть «нашими нравственными ориентирами». Список «героев» для представления детям предлагается брать с сайта «Герои России». Там, например, можно встретить страницу командира 64-й отдельной мотострелковой бригады Азатбека Омурбекова, который в марте 2022 года командовал бригадой в Бучанском районе Киевской области во время российской оккупации. Омурбеков, по воспоминаниям сослуживцев, приказывал обстреливать гражданские машины с бегущими от войны людьми и «убивать всех, у кого найдете телефоны». США, объявляя о санкциях против Омурбекова, назвали его «мясником из Бучи».
Обо всей этой активности учителя должны отчитываться в соцсетях школ, расставляя в постах спущенные сверху хэштеги. Только за последний месяц «ВКонтакте» появилось больше тысячи подобных отчетов, охватывающих школы по всей России. На них дети с первого по 11-е классы встречаются с военными, собирают посылки на фронт, делают окопные свечи, плетут маскировочные сетки и учатся обращаться с оружием.
«На «началку» это очень хорошо ложится»
«Если старшеклассники, кажется, не все ведутся на эти нововведения в школах, то на «началку», первачков это очень хорошо ложится. У младшего любимый предмет это «Разговоры о важном». Я пока не очень понимаю, что с этим делать», — рассказала DW Мария (имя изменено), мама двух детей, которые ходят в одну из центральных московских школ, старший — в 9-й класс, младший — в первый.
Судя по планам уроков на сайте «Разговоров о важном», тема войны в Украине занимает все больше места в программе по мере взросления школьников. В честь «дня героев Отечества» в первые недели декабря младшеклассникам предлагается раскрашивать российские медали, учить пословицы про войну и искать антонимы к словам «трусливый» и «поражение». Старшеклассникам же показывают пропагандистский фильм RT «Пацаны батальона «Восток» и спрашивают, почему «специальная военная операция стала символом силы и непреклонности русского духа».
На практике же едва ли не больше внимания войне уделяется именно в начальных классах, делится своими впечатлениями Мария. «Старшеклассники могут послать и проигнорировать, а «началку» жестко контролируют, за нее очень активно взялись», — говорит она, добавляя, что из-за этого планируют менять школу. По словам Марии, военная тема в начальных классах выходит за пределы «Разговоров о важном» и встречается даже в прописях.
«Это поступательное движение, абсолютно продуманное, логичное, с точки зрения режима и, к сожалению, очень-очень профессиональное», — оценивает методику российских властей Дима Зицер — педагог, основатель петербургской Школы неформального образования «Апельсин». «Это подтверждается всеми исследованиями, которые говорят довольно понятную вещь: чем раньше начать, тем больше шансов, что это в детях останется. Если начать взаимодействовать с детьми в 15 лет, шансов меньше, чем если начать с детского сада», — говорит Зицер.
«Разговоры о важном» официально вводят в детских садах
С 2025 года «Разговоры о важном» в России начали постепенно вводить и в детских садах — пока что в рамках пилотного проекта в 22 регионах, но со следующего года его планируют расширить на всю страну.
Механизма защиты ребенка от пропаганды в таких условиях практически не остается, уверен Зицер. «Только уход на семейную форму обучения или в школу, в которой вы уверены на 100%. Есть школы, где этих уроков нет, это очень высокой ценой достигается, очень сильно рискует директор и коллектив, но такие школы есть», — говорит он, призывая не рассчитывать на свойственный подросткам скептицизм в отношении подобного навязывания идеологии.
«Подростки, которые сопротивляются подобному — это только в известной степени верно. Вопрос, когда с ними начинают на эту тему разговаривать. Эта идеологическая индоктринация происходит уже 4 года. Значит тем, кому сейчас 15, было 11 лет, когда это началось — это уже предподростковый возраст. Пройдет еще пара лет и никаких подростков не будет, не прошедших через это», — предсказывает Зицер.

