75156121 403.jpg Deutsche Welle Александр Лукашенко

Почему Лукашенко выслал политзаключенных в Украину, и что будет с ними дальше

13 декабря Александр Лукашенко освободил 123 политических заключенных. 114 из них неожиданно вывезли в Украину, среди них были претендент на президентский пост в 2020 году Виктор Бабарико, руководительница его штаба Мария Колесникова, адвокат Максим Знак, главред Tut.by Марина Золотова, политолог Александр Федута, правозащитник «Вясны» Владимир Лабкович и многие другие. Зачем Лукашенко этот ход с Украиной? Что будет дальше с бывшими политзаключенными? Будут ли США и в дальнейшем добиваться освобождениятех, кого сейчас удерживают в тюрьме, после того как на свободе оказались знаковые фигуры 2020 года? DW обсудила это с экспертами.

Высылки в Украину не ждали

То, что Лукашенко выслал освобожденных политзаключенных в Украину, для многих стало полной неожиданностью. 13 декабря их ждали в Литве и Польше. Чтобы принять людей, была заранее подготовлена необходимая инфраструктура, говорит дипломатический советник Светланы Тихановской Денис Кучинский.

«Лукашенко просто не захотел отпускать людей в страны Евросоюза. Об этом сказал и Владимир Зеленский несколько дней назад. Мы глубоко признательны президенту Зеленскому и главе украинской разведке Кириллу Буданову за что, что Украина помогла организовать выезд наших политзаключенных, позаботилась об их безопасности, насколько это возможно сейчас, в условиях войны, которую Россия ведет против Украины», — говорит в комментарии DW Денис Кучинский.

Лукашенко опасается России?

Но зачем это Александру Лукашенко? По мнению политического обозревателя Александра Фридмана, для этого у него могло быть несколько причин. В первую очередь белорусские власти хотели избежать торжественной встречи освобожденных, к которой готовились в Вильнюсе, считает Фридман. Также, вероятно, Лукашенко не хотел идти на контакт с европейскими странами, отношения с которыми остаются напряженными. Не исключает эксперт и личный фактор.

«Мы же помним историю, как силовики в 2020 году пытались выдворить из страны Марию Колесникову, причем именно в Украину. Тогда у них все сорвалось. Я думаю, это своего рода внутреннее удовлетворение: «Ты тогда не захотела выехать в Украину и сорвала нам игру, но теперь ты будешь играть по нашим правилам», — предполагает Фридман.

Политический обозреватель «Радыё Свабода» Валерий Карбалевич считает, что Александр Лукашенко в первую очередь пытался усложнить жизнь освобожденным политическим заключенным. В ЕС для них было подготовлено жилье и собраны деньги на первое время, были организованы механизмы легализации. С учетом того, что многих выдворили из страны без паспортов, уехать из Украины будет сложно. Также эксперт согласен с тем, что таким образом Лукашенко пытался снизить информационный шум вокруг освобождения политзаключенных.

«Возле посольства США в Вильнюсе их ждали журналисты белорусских независимых СМИ, которые хотели взять интервью. В Украине это оказалось сложнее, тем более, что их там особо никто не ждал. В итоге медийный шум оказался меньшим, чем если бы они приехали в Вильнюс. Кроме этого, там же их ждали представители Офиса Тихановской, сама Светлана, ее муж Сергей Тихановский. Белорусские власти не хотели отдавать дополнительное внимание представителям белорусской оппозиции, которые могли связать себя с освобождениями», — говорит Карбалевич.

По мнению Валерия Карбалевича, ход с Украиной нужен был и для того, чтобы «замазать» украинским бэкграундом Виктора Бабарико и лишить его возможности «заигрывать» с пророссийским электоратом в Беларуси.

«Во время избирательной кампании 2020 года Бабарико стремился позиционировать себя как политик, у которого нет явной направленности на запад или восток. В то время он считался пророссийским политиком. Теперь же он оказался в Украине и был вынужден, хоть и на второй день, выразить поддержку украинцам, тем самым нейтрализовав свой имидж пророссийского политика. Возможно, Лукашенко боялся, что Россия может поиграть этой фигурой, поэтому ему нужно было «замазать» Бабарико украинским бэкграундом, закрыть для него любые возможности двигаться в сторону России или пророссийского электората», — считает политический обозреватель «Радыё Свабода».

Что политзаключенных в Украине ждет дальше?

Нескольких бывших политзаключенных — в частности, Виктора Бабарико, Марию Колесникову, Александра Федуту и Владимира Лабковича — вывезли из Беларуси без паспортов. Виктора Бабарико и Марию Колесникову готова принять Германия, 14 декабря об этом объявил министр внутренних дел ФРГ Александр Дорбриндт. А что будет с остальными?

По словам дипломатического советника Светланы Тихановской Дениса Кучинского, большинство освобожденных переедут в Польшу и Литву.

«Наши европейские партнеры, в частности, Польша и Литва, выразили готовность оказать всю необходимую помощь. Мы очень благодарны им за эту солидарность и поддержку как сейчас, так и в целом на протяжении последних лет», — говорит Кучинский.

Когда и как состоится переезд, Кучинский не говорит. По его словам, процесс переезда начнется «в ближайшие дни» (Кучинский давал комментарий DW 16 декабря). Более точной информации ни один из участников процесса, к которым DW обратилась за комментарием, не сообщает, объясняя это вопросами безопасности.

«Вскоре у нас будет больше ясности по деталям и логистике. Параллельно мы находимся на связи с Германией, Чехией, другими европейскими странами по вопросу возможности оказать дальнейшую помощь нашим героям, — говорит Кучинский. — На данный момент всем освобожденным обеспечены, насколько это возможно, безопасные и комфортные условия пребывания. Вопрос их легализации и документов решается в координации с европейскими странами», — говорит Денис Кучинский.

Оставшиеся в Беларуси политзаключенные в группе риска?

За последние полгода Александр Лукашенко освободил практически всех знаковых политзаключенных, которых он связывал с подготовкой протестов 2020 года: Сергея Тихановского, Виктора Бабарико, Марию Колесникову, Павла Северинца, Максима Знака и Николая Статкевича, который отказался покидать Беларусь, за что его вернули в тюрьму.

Валерий Карбалевич считает, что США будут заинтересованы в дальнейшем освобождении белорусских политзаключенных, даже после того публичные фигуры оказались на свободе. «Американцы делали акцент на том, что среди освобожденных должны быть известные персоны, поскольку чем более знаковые фигуры освобождаются, тем больший медийный резонанс имеет это событие. Так было и летом, и в сентябре этого года. Я думаю, что освобождение людей продолжится, поскольку и Дональд Трамп называл число в 1300 заключенных, и Джон Коул во время последнего визита в Минск говорил о еще 1000 политических заключенных. Сам Коул довольно оптимистично высказывался насчет их освобождения. Думаю, что белорусские власти тоже заинтересованы в продолжении снятия санкций со стороны США».

Политический обозреватель Александр Фридман считает, что остальные политзаключенные попадают в группу риска. «Если американские интересы отпадут, например, американцы увидят, что экономически в Беларуси ничего не получится сделать, а для ситуации в Украине Лукашенко больше не нужен, интерес может быстро улетучиться. И для остальных политзаключенных это, конечно, фактор дополнительного риска», — убежден Александр Фридман.

Deutsche Welle

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => Deutsche Welle