По данным европейских спецслужб, разведка РФ причастна к кампании запугивания бельгийских политиков и финансистов. Цель кампании — сорвать использование российских активов для помощи Украине, пишет The Guardian.Бельгийские политики и высокопоставленные представители финансового сектора стали объектами кампании запугивания, за которой, по данным европейских разведслужб, стоят российские спецслужбы, сообщила в четверг, 18 декабря, британская газета The Guardian со ссылкой на источники в сфере безопасности. По словам собеседников издания, цель этих действий — склонить Бельгию к блокированию использования замороженных российских активов для помощи Украине.
По словам источников, целенаправленному давлению подвергались ключевые фигуры в компании Euroclear, которая управляет большей частью замороженных активов Центрального банка России, а также руководители страны. Европейские лидеры, собравшиеся в четверг в Брюсселе, обсуждают возможность одобрения кредита Украине , обеспеченного данными активами. Это считается необходимой мерой для того, чтобы позволить Киеву продолжать обороняться от российской агрессии в 2026 и 2027 годах.
Собеседники The Guardian полагают, что за кампанией запугивания стоит Главное управление Генштаба ВС РФ, ранее известное как ГРУ. «Они определенно применяют тактику запугивания», — заявил один из представителей ЕС.
Роль Бельгии и Euroclear
Бельгия оказалась в центре внимания, поскольку именно в брюссельской компании Euroclear хранятся около 185 млрд евро из 210 млрд евро активов ЦБ России, замороженных ЕС после российского вооруженного вторжения в Украину в феврале 2022 года. В четверг и пятницу лидеры ЕС обсуждают вопрос о предоставлении Украине первоначального кредита в размере 90 млрд евро под залог этих средств.
Бельгийские власти выражают сомнения в правовой обоснованности такой схемы и заявляют, что согласятся на нее лишь при наличии гарантий полного возмещения Euroclear в том случае, если Россия добьется возврата средств через суд. Москва публично предупредила, что использование активов будет расценено как кража. Центробанк России сообщил о намерении взыскать с Euroclear 230 млрд долларов в рамках иска, поданного в российских судах.
По данным источников, кампания давления была направлена прежде всего на отдельных лиц. Угрозы, как утверждается, поступали в адрес генерального директора Euroclear Валери Урбен и других топ-менеджеров компании.
Реакция властей
В Euroclear отказались от комментариев, заявив, что «любые потенциальные угрозы рассматриваются с максимальной серьезностью и тщательно расследуются, при необходимости с привлечением властей». Ранее издание EUobserver сообщало, что Урбен в 2024 и 2025 годах якобы получала угрозы и обращалась за полицейской защитой. Это утверждение было опровергнуто, но, как отмечается в публикации, она и другие руководители компании впоследствии наняли сначала бельгийскую, а затем французскую охранную фирму.
Газета Le Monde в ноябре писала, что Урбен на протяжении более года сопровождал телохранитель, однако сама она напрямую вопросы безопасности не комментировала. Премьер-министр Бельгии Барт де Вевер ранее публично предупреждал о возможных последствиях конфискации российских активов.
Представитель правительства в Брюсселе в среду отказался комментировать сообщения об угрозах в адрес министров или руководства Euroclear, сославшись на соображения безопасности. В то же время представитель министра иностранных дел Бельгии Максима Прево заявил, что не располагает информацией об угрозах в его адрес.
Насущная потребность в крупном кредите
Великобритания , где, по оценкам, заморожено около 27 млрд евро российских активов, поддерживает использование этих средств для помощи Украине. Бельгия настаивает на том, чтобы аналогичную поддержку выразили и другие страны, где в общей сложности заморожены активы России на сумму около 290 млрд евро, чтобы снизить юридические риски .
Власти Украины и эксперты подчеркивают, что кредит ЕС имеет ключевое значение для продолжения военных усилий Киева. По словам главы Киевского института экономики Наталии Шаповал, Украине потребуется в 2026 году около 50 млрд долларов внешнего финансирования, из которых на данный момент обеспечена лишь половина.
Она назвала потребность в дополнительном международном финансировании «абсолютно критической», отметив, что министерству обороны Украины необходимы предсказуемые финансовые потоки для закупки вооружений и инвестиций в оборонную промышленность. Без дополнительной помощи, предупредила она, уже со второго квартала 2026 года у Киева могут возникнуть серьезные проблемы.















