Объявление президентом США Дональдом Трампом «полной и всеобъемлющей блокады» подсанкционных нефтяных танкеров, следующих в Венесуэлу и из нее, вызвало вопросы об экономических последствиях этого шага для Каракаса.
Хозяин Белого дома сделал нефть центральной мишенью в своей продолжающейся кампании давления в отношении президента Николаса Мадуро, которая началась после заявлений Трампа о том, что Мадуро виновен в незаконном потоке мигрантов и наркотиков из Венесуэлы в США. Давно испытывавшая проблемы венесуэльская экономика чрезвычайно зависит от экспорта нефти. Если угроза блокады окажется не просто словами, то это способно оказать серьезное влияние на ситуацию в Венесуэле.
Чем именно угрожает Трамп Венесуэле?
Во вторник, 16 декабря, Дональд Трамп написал в своей соцсети Truth Social, что Венесуэла «полностью окружена крупнейшей армадой, когда-либо собранной в истории Южной Америки», добавив, что отдает приказ о блокаде.
С конца августа США осуществляют масштабное наращивание своего военно-морского присутствия по всему Карибскому морю. Это одно из крупнейших развертываний американских ВМС в регионе со времен Карибского кризиса октября 1962 года. В последние недели вблизи берегов Венесуэлы сконцентрировались до десятка американских военных кораблей, включая крупнейший в мире авианосец Gerald Ford, оснащенные ракетами эсминцы и десантные корабли.
Как будет работать морская блокада Венесуэлы
Морская блокада — это военная операция, в ходе которой корабли окружают определенную береговую линию с целью предотвращения входа или выхода судов. В заявлении Трампа уточняется, что речь идет «обо всех нефтяных танкерах, находящихся под санкциями и следующих в Венесуэлу и из нее». На прошлой неделе американские военные захватили нефтяной танкер у берегов Венесуэлы. Генпрокурор США Пэм Бонди рассказала, что танкер перевозил из Венесуэлы и Ирана нефть, поставки которой находятся под санкциями Вашингтона. Каракас осудил захват танкера, назвав его актом «международного пиратства».
В случае успешного и полного осуществления военно-морская блокада, которой угрожает президент Трамп, резко сократит объемы нефтяного экспорта Венесуэлы. Однако пока неясно, какие именно танкеры будут затронуты блокадой и как именно она будет выглядеть.
Как часто бывает с обещаниями Трампа, появляющимися в соцсетях, существуют и сомнения насчет правомерности такого рода действий. Елена Чачко, специалист по международному праву из юридической школы Калифорнийского университета в Беркли, заявила Reuters, что блокада вызовет «серьезные вопросы как с точки зрения американского законодательства, так и международного права».
Хотя венесуэльская нефтяная госкомпания PDVSA, как и многие суда, перевозящие нефть из страны, находится под жесткими санкциями Вашингтона, другие танкеры отсутствуют в санкционном списке. Например, американскому нефтяному гиганту Chevron администрация тогдашнего президента Джо Байдена в 2022 году выдала спецлицензию, разрешающую экспортировать нефть из Венесуэлы. Тогда предполагалось, что смягчение санкций против Каракаса ослабит общее давление на нефтяной рынок после вторжения России в Украину.
В октябре нынешнего года администрация Трампа предоставила Chevron новое разрешение на добычу нефти в Венесуэле, утверждая, что американская компания является жизненно важным партнером для Каракаса.
Как уже сказались на Венесуэле санкции США
Венесуэла почти полностью зависит от продажи нефти в плане наполнения госбюджета. Сырая нефть, а также нефтехимическая продукция составляют более 90% экспортных доходов Каракаса. Они обеспечивают функционирование и удержание у власти правительства Мадуро, находящегося под жесткими санкциями США.
Эксперты указывают, что если задержание танкеров станет массовым или если Трамп доведет блокаду до конца, значительная часть венесуэльской нефти останется в стране, а та, которой все же удастся попасть на внешний рынок, скорее всего будет продаваться с большим дисконтом. Уже есть свидетельства того, что недавний захват венесуэльского танкера американскими военными и угроза применения дальнейших мер начинают оказывать влияние.
По данным аналитической компании S&P Global Commodities Insights, количество нефтяных танкеров, следующих в Венесуэлу, резко снизилось за последние несколько недель. Согласно обнародованному 16 декабря отчету компании, по состоянию на неделю, начавшуюся 14 декабря, в венесуэльские воды или вблизи них следовали 17 танкеров — месяцем ранее их было 24.
В отчете S&P Global Commodities Insights также сообщалось, что после недавнего захвата танкера американцами и последующих заявлений о санкциях несколько судов, находящихся под санкциями, в данный момент, «похоже, отказываются» ходить в венесуэльских водах и в целом в Карибском море. 11 декабря США ввели санкции против шести судоходных компаний и шести танкеров, которые регулярно были задействованы в нефтяном секторе Венесуэлы, и в ближайшие недели, вероятно, будут введены новые санкции.
Справится ли экономика Венесуэлы с ужесточающимися санкциями?
Учитывая масштабы кризиса, который пережила венесуэльская экономика за последнее десятилетие, мало кто может предсказать, до какого уровня может ухудшаться ситуация, не оказывая влияния на власть президента Мадуро. Добыча нефти в стране в последние годы снижалась в результате санкций, коррупции и неэффективного экономического управления. Хотя Венесуэла обладает крупнейшими в мире запасами нефти, ее власти все чаще испытывает трудности с получением максимальной прибыли от продажи черного золота.
Во время правления предшественника Николаса Мадуро, ныне покойного Уго Чавеса, цены на нефть и доходы от ее экспорта резко выросли, но за последние более чем десять лет соответствующие поступления резко упали. Если раньше Каракас получал от продажи нефти более 100 миллиардов долларов в год, то сейчас — около 20 миллиардов.
По данным Международного валютного фонда (МВФ), за период с момента вступления Мадуро в должность в апреле 2013 года экономика Венесуэлы пережила «крупнейший почти за полвека коллапс для страны, не участвующей в конфликтах».
А что с ценами на нефть на мировом рынке?
Хотя цены на нефть 17 декабря подскочили более чем на 1%, большинство аналитиков говорят, что угроза блокады американцами экспорта венесуэльской нефти оказывает ограниченное влияние на мировой рынок. «В целом объемы экспорта из Венесуэлы относительно невелики в общем мировом предложении. В условиях пристального внимания к переговорам по прекращению войны России с Украиной рынок по-прежнему подвержен риску снижения цен», — пояснил Reuters один из нефтетрейдеров.
Мую Сюй, старший аналитик по нефти в брюссельской компании Kpler, занимающейся анализом данных, сообщил Reuters, что, хотя на венесуэльскую нефть приходится около 1% мирового производства, «большая ее часть сосредоточена у небольшого числа китайских покупателей, а также у импортеров из США и Кубы». Уже сейчас высказываются предположения, что в следующем году мировой нефтяной рынок столкнется с избытком предложения.
Саад Рахим, главный экономист одной из крупнейших в мире транснациональных трейдерских компаний Trafigura, ранее в декабре заявил Financial Times, что на рынке нефти возникнет «суперпереизбыток». По словам Рахима, в 2026 году резкое увеличение предложения столкнется со слабостью мировой экономики и окажет давление на уже падающие цены на нефть.















