После протестов и расследований компания Джареда Кушнера отказалась от престижного проекта в центре Белграда. Президент Александар Вучич взбешен и угрожает критикам и юристам спецпрокуратуры.Президента Сербии Александара Вучича уже давным-давно обвиняют в том, что абсолютно все в стране он держит под своим контролем. Теперь он намерен проявлять себя в новом направлении: он собирается лично подавать в суд на всех, кто, по его убеждению, занимается «разрушением» Сербии.
Поводом для этого стала новость из США: Джаред Кушнер, зять и близкий соратник американского президента Дональда Трампа, отказывается от широко анонсированных инвестиционных планов в Белграде: он планировал возвести элитные апартаменты, отель и казино на территории бывшего Генерального штаба югославской армии. И все это предполагалось осуществить при поддержке сербского государства, которое было готово сдать участок в аренду на 99 лет.
Здание Генштаба, некогда служившее штаб-квартирой вооруженных сил и министерства обороны Югославии, сильно пострадало в ходе авиаударов НАТО во время войны в Косово в 1999 году. Оно расположено в самом сердце административного центра Белграда, признано памятником архитектуры, а многие сербы считают его символическим местом. Поэтому проект застройки вызвал протесты и подозрения в коррупции.
«Поскольку крупные проекты должны объединять, а не раскалывать общество, и из уважения к гражданам Сербии и городу Белграду мы на данном этапе отказываемся от нашей заявки и не будем далее участвовать в этом проекте», — заявил в середине декабря представитель компании Кушнера Affinity Partners.
Вучич угрожает органам юстиции
В тот же день прокуратура по борьбе с организованной преступностью выдвинула обвинения в отношении министра культуры Николы Селаковича и еще трех должностных лиц. Их обвиняют в незаконных действиях при лишении здания Генштаба статуса охраняемого объекта культурного наследия. Президент Вучич, который железной рукой правит Сербией уже 13 лет и в значительной степени контролирует СМИ, полицию и судебную систему, отреагировал на этот шаг спецпрокуратуры с негодованием.
Он пообещал лично подать уголовные жалобы против всех участников «травли, направленной на разрушение» инвестпроекта — в том числе и против прокуроров. «Теперь у нас в центре города будут развалины, и это лишь вопрос времени, когда кирпичи и камни начнут падать, потому что никто больше не захочет к ним притрагиваться», — заявил Вучич.
Проправительственные СМИ пошли дальше: они муссируют сообщения о том, что вместо Сербии Кушнер теперь будет инвестировать в прибрежный проект в соседней Албании. Таблоид «Информер» требует призвать к ответственности «блокировщиков», как СМИ презрительно называет демонстрантов, протестовавших против перестройки Генштаба. Утверждается, что сербское государство потеряло инвестиции в объеме 750 миллионов евро, однако на кону стоит гораздо больше, чем эта сумма.
Власти упорствуют
Более года страну сотрясают массовые протесты граждан. Поводом стало обрушение навеса на только что отремонтированном вокзале в Нови-Саде, в результате чего погибли 16 человек. Главной движущей силой протестов стали студенты. В течение длительного времени были заблокированы все университеты страны, на демонстрации выходили сотни тысяч человек. Студенты требуют досрочных выборов и готовят собственный избирательный список, которому опросы дают хорошие шансы против Сербской прогрессивной партии Вучича. Сам президент пытается дискредитировать протесты, представляя их как управляемую Западом «цветную революцию», не приводя, впрочем, никаких доказательств.
Расследование по делу о реконструкции вокзала в Нови-Саде ведет прокуратура по делам организованной преступности, а в последнее время она принялась также и за расследование дела о Генштабе в Белграде. Историк Ненад Лайбеншпергер из Государственного института охраны памятников вместе с коллегами отказался исключать здание из реестра культурных ценностей. «Разрушение культурного наследия — это всегда преступление и подлежит наказанию. Если кто-то делает это в отношении собственной страны — это очевидный акт предательства», — заявил Лайбеншпергер независимому еженедельнику «Vreme».
Внешнеполитическое фиаско
Многие наблюдатели полагают, что с помощью сделки с Кушнером Белград хотел наладить отношения с Дональдом Трампом, пытаясь усидеть на нескольких стульях и балансируя между ЕС, Россией и Китаем. После победы Трампа на президентских выборах одна из проправительственных сербских газет даже арендовала рекламные щиты с поздравлениями ему.
«Нежелание Affinity Partners идти на риск показывает, что этот проект никогда не был для них центральным, несмотря на то что правительство в Белграде всеми силами пытается представить дело иначе», — комментирует ситуацию политолог Милан Крстич.
В реальности же напряженность с Вашингтоном только растет: американские санкции затронули нефтегиганта «Нефтяная индустрия Сербии» (Naftna Industrija Srbije, NIS), большая часть которого принадлежит российскому «Газпрому». Несмотря на то что Москва отказывается продавать свою долю, Вашингтон намерен не делать исключений из общих правил. Единственный в Сербии нефтеперерабатывающий завод в Панчево близ Белграда уже остановлен. «Вместо возрождения отношений с США мы видим обратное», — констатирует Крстич в беседе с DW.
Осторожный оптимизм
Критики власти сдержанно обрадовались отказу Джареда Кушнера от сербского проекта и задаются вопросом, что теперь станет с участком земли вокруг Генштаба, которого парламент в Белграде, приняв специальный закон, лишил охранного статуса.
«Придет новый инвестор. Но и он узнает, что его ждет, если захочет уничтожить культурное наследие», — написали студенты электротехнического факультета Белградского университета в X. По их словам, сербское общество продемонстрировало «сплоченность, силу и решительность в защите Генштаба — даже когда это казалось невозможным».
Тем временем демонтаж государственных институтов в Сербии, против которого выступают как студенты, так и простые граждане, все больше привлекает внимание Европейского Союза. Пока соседнюю Черногорию в Брюсселе считают практически готовой к вступлению в ЕС, Сербия остается проблемным кандидатом на Западных Балканах.















