Лев Шлосберг и Максим Круглов, два зампреда «Яблока», находятся в СИЗО. А председателя партии Николая Рыбакова лишили возможности участвовать в выборах в Госдуму 2026 года. С чем связаны эти репрессии — в тексте DW.По данным сайта партии «Яблоко», с начала войны в Украине в партийных офисах и у ее активистов прошло не менее 40 обысков и «осмотров помещения»; 45 протоколов о «дискредитации армии» составили в отношении 36 ее членов. Журналиста из Хакасии, «яблочника» Михаила Афанасьева еще в апреле 2022 года обвинили в «распространении недостоверной информации о вооруженных силах РФ», а в сентябре 2023-го приговорили к 5 годам и 6 месяцам лишения свободы. По статье о «дискредитации армии» к штрафам в 200 000 рублей приговорены лидеры Якутского и Вологодского отделений партии Анатолий Ноговицын и Николай Егоров. Лидер камчатского «Яблока» Владимир Ефимов признан виновным по трем уголовным делам о «дискредитации ВС РФ» и «демонстрации экстремистской символики».
Преследование региональных активистов и лидеров партии началось еще до войны в Украине. Однако теперь под арестами по уголовным делам оказались приближенные лично к Григорию Явлинскому и обладающие медийностью «яблочники». 2 октября 2025 года в СИЗО был отправлен зампредседателя партии Максим Круглов — против него возбуждено дело о «фейках об армии». Сразу два дела — о «повторной дискредитации армии» и «фейках об армии» — ведутся против другого зампреда «Яблока» и одного из самых узнаваемых его членов — Льва Шлосберга. По одному из них в начале декабря его отправили в СИЗО почти на полтора месяца.
Менее жесткому наказанию подвергся и председатель партии Николай Рыбаков. Почти тогда же, когда Шлосберга суд постановил заключить под стражу, его арестовали на 1500 рублей по административной статье о демонстрации экстремистской символики. Формальной причиной стал его пост в соцсети «В контакте» в день гибели в колонии оппозиционера Алексея Навального с его портретом. И хотя штрафы по этой статье предусмотрены действительно невысокие, привлеченные к ответственности по ней лишаются пассивного избирательного права на год. То есть, в случае Рыбакова, до декабря 2026-го, в то время как на 18-20 сентября того же года назначены выборы в Госдуму РФ.
Цель — не пустить «Яблоко» на выборы в Госдуму-2026
Николай Рыбаков открыто заявляет в своих публичных выступлениях: целью его преследования власть ставит недопуск к думским выборам. В схожем ключе высказался и основатель партии «Яблоко» Григорий Явлинский. «Дело в том, что позиция «Яблока» хорошо известна. А если вы посмотрите опросы, то увидите, что 60% выступают за именно такое решение как можно быстрее. А единственной партией, которая представляет эту позицию, является «Яблоко». Поэтому, поскольку в будущем году будут выборы, «Яблоко» просто выйдет с этой идеей, и она (партия. — Ред.) может рассчитывать на очень существенную поддержку», — сказал он в интервью телеканалу RTVI 13 декабря.
В том же разговоре Явлинский напомнил, что в единый день голосования в 2025 году средний результат кандидатов от «Яблока» составил 11,4 процента. На выборы ее представители шли под лозунгом «За Мир и Свободу! За соглашение о прекращении огня!», идущим вразрез с позицией российских властей по войне в Украине.
С тем, что партию пытаются не допустить до выборов, соглашается и политик Андрей Пивоваров. На выборах 2021 года, когда он находился в СИЗО, «Яблоко» выдвинуло его в Госдуму по списку в Краснодаре. В беседе с DW Пивоваров говорит, что целью давления на партию сейчас становится даже не ее недопуск непосредственно в бюллетень, а невозможность вести кампанию как таковую. А давя на близких к Григорию Явлинскому людей, власть «берет заложников», из-за чего руководство партии оказывается перед сложным выбором: отказаться от участия в думской кампании ради возможного освобождения своих членов, или все равно вести ее. «Я бы не хотел оказаться сейчас на месте руководства партии», — резюмирует Пивоваров.
Близкий к руководству «Яблока» источник подтвердил DW на условиях анонимности, что в партии «есть ощущение, что это (усиление давления. — Ред.) связано с выборами в Госдуму», а также с тем, что ее позиция о переговорах, прекращении огня и мире становится все более востребованной в России. «Вероятно, в отсутствие принятого решения, чтобы партию закрыть полностью, усиливается давление на разных людей разными известными способами», — считает собеседник DW.
Рейтинг «Яблока» — ниже 5%
При этом поддержку партии на федеральном уровне социологи оценивают ниже 5%, необходимых для прохождения в нижнюю палату российского парламента. Так, государственный ВЦИОМ в марте 2025 года оценивал ее рейтинг в 2,9 процента; социологическая компания Russian Field в ноябре 2024-го выяснила, что за «Яблоко» готовы проголосовать 4,5 процента российских избирателей.
По данным «Левада-Центра», 65 процентов россиян выступают за начало мирных переговоров между Москвой и Киевом. Russian Field летом сообщала о 58-процентной поддержке возможного решения о прекращении огня без предварительных условий. Явлинский в разговоре с RTVI, ссылаясь на рекордный процент сторонников прекращения огня в Украине, говорит о потенциале «Яблока» в 30-40 процентов. Андрей Пивоваров придерживается похожего мнения: «Мы говорим не столько про голоса за «Яблоко». Рейтинг Явлинского и партии может быть и ниже намного (оценок Явлинского. — Ред.). Но если в повестке будут все хором выступать за войну, и будут люди, которые скажут «хватит, надо заканчивать», эту повестку, я думаю, могут поддержать многие».
Поэтому, призывает он, и той части российской оппозиции, которая находится за рубежом, нужно не говорить о чрезмерной мягкости риторики «Яблока», а поддерживать его на выборах как единственную силу внутри России, призывающую к остановке боевых действий.
Внутри партии, как выяснила DW, отсутствует понимание, сколько людей были бы готовы проголосовать за нее на ближайших выборах из-за атмосферы страха, мешающей проведению в России соцопросов: «Никто честно и откровенно даже на закрытых фокус-группах (о своих избирательных предпочтениях. — Ред.) говорить не будет, потому что это опасно. Едва ли качественная социология (в таких условиях. — Ред.) возможна». В любом случае, кампанию там считают еще одним средством для продвижения гуманистической повестки.
Кремль боится «эффекта Надеждина»?
В интервью DW в феврале 2024 года экс-кандидат в президенты России Борис Надеждин, которого ЦИК в итоге не допустил до выборов, рассказал, что его рейтинг всего за несколько недель вырос с 1,5 до 10 процентов. Лишь за несколько дней до этого Russian Field действительно писала, что среди определившихся избирателей отдать свой голос за Надеждина готовы 10,4 процента — это ставило его на второе место по популярности на выборах президента–2024 после Владимира Путина.
Несмотря на то, что в избирательном бюллетене имени Бориса Надеждина не оказалось, та кампания запомнилась, в частности, длинными очередями из желающих оставить подпись за его выдвижение в президенты. Андрей Пивоваров считает, что подобного эффекта в Кремле могут опасаться и в случае с участием партии «Яблоко» в выборах в ГД 2026 года.
Так или иначе, сообщение на сайте партии от 8 декабря 2025 года начинается со слов: «Партия «Яблоко» будет участвовать в выборах 2026 года». Это подтверждает и источник DW. Заканчивается же сообщение перечислением главных лозунгов грядущей кампании: «За мир и свободу! За жизнь без страха!»

