Импорт бензина из Азербайджана в Армению — шаг к диверсификации, но сможет ли он реально снизить энергозависимость Еревана от Москвы или останется символическим жестом на фоне политических договоренностей?На железнодорожную станцию в Армении прибыл поезд, появление которого еще год назад казалось невозможным. Состав из 22 цистерн доставил в страну 19 декабря 1300 тонн бензина марки АИ-95 — первую партию топлива от азербайджанской госкомпании SOCAR. Это первый случай прямого импорта энергоносителей из Азербайджана за всю постсоветскую историю двух республик, до недавних пор враждовавших между собой из-за Нагорного Карабаха .
Событие, по мнению наблюдателей, знаменует собой кардинальный сдвиг в геополитике Южного Кавказа: Ереван и Баку переходят от пассивного транзита к активной торговле, параллельно тестируя на прочность традиционную экономическую гегемонию России в регионе.
Конец блокады Армении?
Поставки стали прямым следствием дипломатических договоренностей, достигнутых в августе 2025 года в Вашингтоне. Тогда, при посредничестве и с участием президента США Дональда Трампа, премьер-министр Армении Никол Пашинян и президент Азербайджана Ильхам Алиев подписали декларацию о мире , а главы МИД двух стран парафировали мирное соглашение.
Первым плодом этой разрядки стало снятие Баку запрета на транзит грузов в Армению по своей территории. Сначала в Армению через азербайджанскую территорию пошли эшелоны с российской и казахстанской пшеницей. Теперь же стороны перешли к следующему этапу — прямой торговле стратегическими ресурсами без посредников. Сообщается, что соглашение об этом было достигнуто 28 ноября в Габале на встрече вице-премьеров двух стран Мгера Григоряна и Шахина Мустафаева.
«Эта инициатива важна в контексте укрепления доверия. Важно, что импорт топлива осуществляется не через третьи страны, а в результате прямого диалога», — заявил вице-премьер Армении Мгер Григорян, назвав сделку доказательством того, что «мирная повестка становится реальностью через прагматичные сделки».
Способен ли Баку заменить Москву?
Ключевой вопрос, которым задаются в Армении после этого прецедента, заключается в том, насколько реально для страны заменить российские энергоносители азербайджанскими или хотя бы существенно снизить зависимость от России, которую в Ереване многие считают также инструментом политического давления? Статистика показывает, что до полной независимости от Москвы еще далеко. В 2024 году Армения импортировала 489,1 тыс. тонн нефтепродуктов. Доминирующим поставщиком оставалась Россия с долей 61,2% рынка, за ней с большим отрывом следовали Иран (6%), Мальта (5,9%), Болгария (4,9%) и Греция (4,6%). На этом фоне первая партия из Азербайджана (1300 тонн) выглядит каплей в море, покрывая менее 0,3% годовой потребности страны.
Более того, экономическая целесообразность масштабного замещения вызывает вопросы у экспертов. Экономист и оппозиционный политик Месроп Аракелян указывает на то, что Азербайджан сам не является крупным экспортером бензина. «В первой половине 2025 года Азербайджан экспортировал всего 5400 тонн бензина, в основном в Афганистан. При этом для внутренних нужд Баку импортирует премиальное топливо, причем в основном из той же России (61% импорта)», — отмечает Аракелян, назвав сделку с Ереваном не рыночной, а политической.
В качестве аргумента против рыночной логики сделки Аракелян приводит пример соседней Грузии. По его словам, если бы импорт бензина из Азербайджана был экономически выгодным, его бы первой начала осуществлять именно Грузия, у которой нет никаких политических, экономических или инфраструктурных препятствий для торговли с Баку. Однако Тбилиси продолжает закупать топливо у других поставщиков, что, по мнению эксперта, подтверждает исключительно «политический», а «не коммерческий характер» поставок в Армению.
Между тем в правящей в Армении партии «Гражданский договор» считают иначе, делая ставку на логику диверсификации, поддерживаемую также Европейским Союзом. «Мы не ставили задачу полного замещения России. Мы ставим задачу диверсификации», — заявил DW зампредседателя комиссии парламента по экономическим вопросам, депутат от правящей фракции «Гражданский договор» Бабкен Тунян. По его словам, наличие альтернативного канала поставок, даже если он не покрывает 100% нужд, лишает доминирующего поставщика возможности использовать топливо как рычаг давления. «Нас не интересует, импортирует ли Азербайджан бензин сам. Если поставщик предложил выгодную цену, мы покупаем. Это рынок», — добавил Тунян.
Внутренний раскол: «цена мира» или «финансирование врага»?
Прибытие азербайджанского поезда вызвало бурную реакцию внутри Армении, продемонстрировав раскол в обществе после десятилетий конфликта.
Оппозиция называет сделку фактически уступкой национальных интересов. Лидер оппозиционной партии «Просвещенная Армения» Эдмон Марукян обвинил правительство в прямом финансировании азербайджанской армии, которая «продолжает оккупировать суверенные территории Армении». Речь идет о пограничных высотах, над которыми азербайджанские войска установили контроль после второй войны в Карабахе в 2021-2022 годах.
В связи с этим критики указывают на отсутствие дипломатических отношений между Ереваном и Баку и моральный аспект торговли со страной, с которой еще недавно велись боевые действия. «Краткосрочная прибыль никогда не строит безопасность или суверенитет», — предупреждает бывший глава Комитета госдоходов Давид Ананян, критикуя отсутствие у государства четких «красных линий» в торговле и экономической политике.
Власти, однако, настаивают на безальтернативности процесса. Депутат от правящей фракции «Гражданский договор» Сергей Багратян назвал аргументы оппозиции абсурдными: «Невозможно строить мир без экономических отношений. Следуя логике критиков, можно сказать, что Азербайджан, продавая нам топливо, снабжает армянскую армию».
Перспективы и роль ЕС
Диверсификация энергетического рынка Армении укладывается в общую логику сближения Еревана с Брюсселем , которое в последние годы сопровождается постепенным дистанцированием республики от Москвы. Брюссель последовательно выступает за разблокирование транспортных и экономических связей между Ереваном и Баку, видя в этом фундамент долгосрочного мира и возможность снижения энергетической зависимости страны от России.
Станет ли первая поставка азербайджанских нефтепродуктов началом долгосрочной экономической кооперации Армении с Азербайджаном в условиях отсутствия дипломатических связей и полноценного мирного договора, пока никто не может прогнозировать. На данном этапе взаимодействие функционирует в пилотном режиме. Премьер-министр Пашинян уже обозначил логистические вызовы, указав на наличие некоторых проблем с тарифами на транзит через территорию Грузии, которые еще предстоит урегулировать.
Ранее, на фоне азербайджанских сообщений СМИ о тарифных препятствиях со стороны Тбилиси, министерство экономики Грузии заявило, что премьер-министр Ираклий Кобахидзе поручил обеспечить транзит первой партии азербайджанских нефтепродуктов в Армению бесплатно.
Ереван сигнализирует о готовности трансформировать этот процесс из одностороннего импорта в полноценный двусторонний товарообмен. Вице-премьер Мгер Григорян подтвердил, что нынешняя поставка не станет единичным случаем: по его словам, ожидается расширение номенклатуры товаров, включая экспорт армянской продукции в Азербайджан. «Есть товары, взаимный экспорт и импорт которых важен и выгоден обеим сторонам», — отметил Григорян.

