75212191 403.jpg Deutsche Welle война в Украине, мирный план по Украине

Крах инициатив Мерца по миру в Украине: от эйфории к разочарованию за одну неделю

0

Прошлая неделя началась с надежд на мир в Украине, но закончилась разочарованием. Целый ряд инициатив Фридриха Мерца уперлись в политические и юридические препоны, пишет Дирк Эммерих в рубрике «Берлинский инсайдер».Как развиваются дела вокруг войны в Украине? События последних дней напоминали американские горки.

Положительный момент: диалог продолжается. Переговоры в Майами велись в течение всех выходных дней на минувшей неделе. Все участники подчеркивают, что они носили конструктивный характер. Теперь речь идет даже о встрече Эмманюэля Макрона и Владимира Путина.

Негативный момент: не наблюдается конкретных результатов. Выражение «конструктивные переговоры» в международной дипломатии часто используется как эвфемизм для означения застоя и того, что в реальности дело не движется.

Оглядываясь назад, можно сказать, что эйфория начала прошлой недели, когда казалось, что конец войны близок как никогда, оказалась преждевременной. Также поспешной оказалась прозвучавшая в The New York Times оценка Фридриха Мерца (Friedrich Merz) как новой ключевой фигуры среди лидеров Европы. Да, Мерцу удалось согласовать позиции Европы, США и Украины — но лишь на бумаге. Это было важно, но из поля зрения как-то выпало, что в конце концов мирное решение невозможно без участия России.

Амбиции и реальность

Эйфория не продержалась и двух дней. Есть такая поговорка: «Замахнулся на рубль, а ударил на копейку». Именно это произошло на прошлой неделе и с Фридрихом Мерцем.

Выделим три ключевых момента:

Во-первых: гарантии безопасности для Украины, разработанные по образцу статьи 5 Североатлантического договора и представленные Мерцем в Берлине как успех, рассыпались уже через два дня. Американцы, по-видимому, согласились на них лишь для того, чтобы усилить давление на Киев и склонить его к территориальным уступкам в Донбассе, которых требует Москва: территория в обмен на мир. Трамп дал понять, что Украина должна действовать быстро. Каждый раз, когда она слишком тянет время, Россия, по его словам, меняет свою позицию.

Мерц хотел использовать гарантии как средство давления на Москву, а Трамп — на Киев. Украина еще на прошлой неделе сомневалась в состоятельности этих гарантий. Как выяснилось, не зря.

Во-вторых: создание европейских многонациональных миротворческих сил, о чем было решено в Берлине, Россия рассматривает как «красную линию». И вдруг в середине недели и Фридрих Мерц совершенно неожиданно заявил, что еще неизвестно, примет ли в них участие бундесвер. Американцы с самого начала не поддерживали идею этой миссии — а теперь, всего дня спустя, и немцы пошли на попятную? Это ничуть не похоже на стратегическое противостояние с Россией в борьбе за справедливое и прочное мирное решение.

В-третьих: на прошедшем в четверг саммите ЕС Мерц хотел продавить использование для помощи Украине замороженных в Европе российских активов. Он заявил, что готов идти ва-банк в этом «ключевом вопросе» европейской политики. В окружении немецкого канцлера говорили даже о «судьбоносной для Европы неделе». Однако он явно переоценил свои силы. Слишком серьезными оказались юридические проблемы, а потенциальное влияние на мировые финансовые рынки — слишком неопределенным. Бельгия, Италия и Франция отказались поддержать эту инициативу.

В итоге Украина все же получит 90 миллиардов евро, но не за счет замороженных российских средств, а из фондов ЕС. Возможно, с учетом множества неопределенностей это действительно лучшее решение — но это следовало бы прояснить заранее, а не идти ва-банк без плана «Б».

Замах на рубль — удар на копейку. Вот тебе и возвращение в игру Европы.

Новый импульс благодаря Макрону?

Но минуточку — возможно, на сцену выйдет Эмманюэль Макрон. На начавшейся неделе он готовится сменить тон и хочет поговорить с Владимиром Путиным напрямую. Дескать, время пришло. С Фридрихом Мерцем это наверняка не согласовывалось. И Кремль, который на прошлой неделе не скупился на насмешки и издевки в адрес Европы, демонстрирует открытость к такому диалогу. Еще одно унижение для Фридриха Мерца, в котором Москва уже давно видит своего главного оппонента в Европе.

Макрону посылают сигнал: переговоры должны вестись конструктивно. О! Снова это слово: «конструктивно». И вот мы снова вернулись к отправной точке этой колонки: к сигналам, разговорам, словам и их интерпретациям.

Движение есть, но в каком направлении — пока до конца не ясно.

Deutsche Welle

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => Deutsche Welle