Суд в Алматы осудил известного журналиста Олега Гусева по уголовной статье о распространении личных данных. Правозащитники бьют тревогу, усматривая в этом деле опасный прецедент для свободы слова в Казахстане.Алатауский районный суд города Алматы признал одного из ветеранов казахстанской журналистики 61-летнего Олега Гусева, известного своими громкими расследованиями, виновным в неправильном распространении взятых из открытых источников персональных данных и вынес обвинительный приговор.
Его огласил вечером 29 декабря судья Алатауского районного суда города Алматы Талгат Давлетниязов: лишение свободы сроком на 4,5 года с лишением права заниматься журналистской деятельностью сроком на 3 года. Правда, в связи с амнистией в честь 30-летия Конституции Казахстана окончательный срок наказания Гусеву был определен в 3 года лишения свободы условно и апробацией по месту жительства в Темиртау в связи с его пожилым возрастом — больше 60 лет.
Как появилось дело Гусева
Судебный процесс по делу Олега Гусева, один из самых резонансных в Казахстане, длился более полугода. Связан он с публикацией журналиста о ситуации вокруг алматинского рынка «Кенжехан», который бизнесмен Сергей Ким, ныне осужденный за махинации на Карагандинском металлургическом комбинате, выкупил у младшей сестры первого президента Казахстана Анипы Назарбаевой. Материал «Как олигархи вкупе с министерством торговли лишают простой народ базаров и рынков» был опубликован в августе 2023 года на сайтах «Нового телевидения» из Караганды и издания «Гусев. Пропаганда». В нем Гусев обратил особое внимание на одну из активисток — Елену Садвокасову, которая организовывала акции протеста против новых владельцев рынка «Кенжехан».
При этом журналист на основании публикаций других изданий, также занимавшихся расследованием скандала вокруг рынка, заметил, что активистка ранее была неоднократно судима по различным статьям Уголовного кодекса. В качестве подтверждения этой информации, он привел в своей публикации соответствующие гиперссылки.
Посчитав, что Олег Гусев раскрыл ее семейную тайну, а также спровоцировал своей публикацией буллинг в отношении ее сына-школьника, Елена Садвокасова подала судебный иск, потребовав наказать журналиста — в том числе и за публикацию «порочащих ее честь и достоинство» гиперссылок из открытых источников, включая общедоступный судебный кабинет Верховного суда.
Все вопросы к словарю Ожегова
В своем разъяснении к вынесенному решению судья Талгат Давлетниязов указал, что Гусев наказан не за распространение открытых данных — это не запрещено, а за неправильное использование гиперссылок на материалы других изданий в «своем желании очернить деловую репутацию» потерпевшей.
«Подсудимый Гусев ссылается на то, что он сделал гиперссылку на публикацию журналиста Алеховой. Суд разъясняет, что ссылка состоит из трех элементов. Это текстовое упоминание автора и источника информации, указание автора сообщения, адрес сайта, где было опубликовано сообщение. А гиперссылка – это активная ссылка, которая перенаправляет на сам сайт, либо на конкретное место в тексте. При таких обстоятельствах гиперссылка и ссылка не равнозначны», — подчеркнул судья, предложив за разъяснениями обратиться… к толковому словарю русского языка Сергея Ожегова.
Адвокат Олега Гусева Джохар Утебеков в беседе с DW заметил, что теперь в свете решения суда Алатауского района Алматы у журналистов Казахстана появился новый вызов – как правильно расставлять ссылки на официальные источники информации, чтобы не подвергнуться уголовному наказанию. Он, как и его подзащитный, недовольны решением суда. «Судья сумел вынести такое решение, которым не удовлетворены обе стороны», — пояснил защитник журналиста, сообщив о намерении обжаловать решение суда признать Олега Гусева виновным. Утебеков допустил, что вердикт суда опротестует и прокуратура, требовавшая наказания в виде 4 лет лишения свободы в учреждении среднего уровня безопасности.
Правозащитники говорят об опасном прецеденте
Журналистские и правозащитные организации выражают озабоченность по поводу последствий решения суда по делу Гусева. К примеру, Международный фонд защиты свободы слова «Адил соз» еще 9 декабря распространил открытое обращение к Верховному суду и Генеральной прокуратуре Казахстана, в котором обратил внимание на то, что это дело создает в стране опасный прецедент для свободы слова и доступа к общественно значимой информации.
«Попытки привлечь журналиста к ответственности за использование общедоступных данных противоречат не только национальному законодательству, но и принципам верховенства права», — отмечается в обращении фонда и подчеркивается, что дело Гусева имеет ключевое значение для формирования правоприменительной практики.
Фонд защиты свободы слова «Адил соз», как и другие журналистские и правозащитные организации, добиваются, чтобы судебные органы оправдали Олега Гусева за отсутствием состава преступления, а Генпрокуратура отозвала все обвинения в адрес журналиста.















