75268471 403.jpg Deutsche Welle политзаключенные

Маникюр, парикмахерская, массаж: как диаспора помогает политзаключенным

0

Освобожденные 13 декабря белорусы получили первые выплаты от BySol, а также неожиданную помощь от белорусов и украинцев в Польше.В Польше, Литве и Германии сейчас возвращается к нормальной жизни более сотни экс-политзаключенных, освобожденных и высланных из Беларуси из 13 декабря. Хорошая новость: у них есть крыша над головой, одежда, еда, помощь с бытом и оформлением документов. И даже мини-елочки, сделанные экс-политзаключенной, которая выехала из РБ два года назад. Не такая хорошая новость: это только начало. У многих нет документов и денег, они не знают иностранных языков и не конкурентны на рынке труда.

Поднялась огромная волна солидарности, но надолго ли ее хватило и что она принесла — выясняла DW.

Каждый десятый поселился у родных или друзей

В Украину вывезли 109 политзаключенных. Виктора Бабарико и Марию Колесникову пригласила Германия, 87 человек выбрали для жизни и легализации Польшу, 20 человек — Литву, куда вывезли и Алеся Беляцкого.

К приему людей готовились. «Все они обеспечены жильем, едой, базовыми медикаментами, одеждой, телефонами. У кого были экстренные медицинские нужды — посетили врачей», — рассказал DW координатор фонда «Страна для жизни» Вячеслав Жуков. Принимать и размещать политзаключенных помогает больше десятка организаций и инициатив, десятки волонтеров. Им помогают юристы, психологи.

У большинства вышедших нет близких связей в ЕС: в Варшаве только человек 10 уехали к друзьям или родственникам, в Вильнюсе — 3-4 человека. Остальные живут в шелтерах или съемном жилье. В Литве всех расселили в мини-апартаменты, в Польше часть экс-политзаключенных живет в Варшаве в отеле, некоторые уехали в шелтер во Вроцлав.

Виктор Бабарико исчез из публичного пространства

Бабарико и Колесникову 19 декабря приветствовал в Берлине глава МИД Германии Йоханн Вадефуль. С того момента о Викторе Бабарико ничего не слышно в публичном пространстве, нет ни фото, ни видео с ним. «Марии и Виктору необходимо время на восстановление и коммуникацию с близкими», – говорится в сообщении пресс-службы команды Бабарико.

Мария Колесникова 24 декабря записала видео на фоне берлинских крыш, в котором на пяти языках поблагодарила всех, кто боролся за ее освобождение. Также 29 ноября в Instagram Павла Латушко появилось их совместное с Марией фото из Вильнюса. По информации газеты «Наша ніва», оба политика приняли участие в записи новогоднего обращения. Вероятно, вместе со Светланой Тихановской .

25 человек уже получили деньги из экстренного сбора

Почти сразу политзаключенные получили помощь в размере 500 евро плюс сертификаты для покупки одежды, им оплатили медикаменты, проездные, продукты. На первых порах много затрат покрывал Международный гуманитарный фонд.

В экстренном сборе фонда Bysol на 30 декабря собрано 260 тысяч евро. «Мы уже выплачиваем по 2 тысячи евро. Завершим сбор 31 декабря, поймем, сколько денег осталось, и выплатим второй транш, — говорит представитель фонда Дмитрий Егоров. — Важный момент: мы не можем выплатить деньги без согласия получателей, они должны подать заявку. Опыт показывает, что не все обратятся. В прошлом сборе один человек отказался, а иностранцы не откликнулись (для освобожденных 11 сентября 52 политзаключенных, среди которых было 14 иностранцев и Николай Статкевич, отказавшийся покинуть РБ, было собрано 111 тысяч евро. — Ред.)».

На 30 декабря в фонде была уже 71 заявка. Их будут принимать до 31 марта 2026 года. Оставшиеся деньги разделят между теми, кто захотел получить помощь, уточнили в Bysol.

Уже начат и процесс легализациии. «В Литве подались на годовую национальную визу. У кого не было паспортов, идут по более длительной процедуре получения гуманитарного ВНЖ”, — рассказывает Вячеслав Жуков.

Паспортов нет у многих бывших пролитзаключенных, оставшихся в Польше. И в рамках договоренностей главы НАУ Павла Латушко и генерального коменданта польской погранслужбы 83 белоруса подали заявления о предоставлении международной защиты в Варшаве, Вроцлаве, Гданьске и Белостоке, рассказали DW в организации.

Возвращение к нормальности с помощью парикмахерской и маникюра

Идея бросить клич для еще одного вида помощи возникла в разговоре с экс-политзаключенными женщинами. «Они хотели покрасить волосы, постричься, сделать маникюр-педикюр, востребованы услуги косметологии. Очень нужны подологи (специалисты по проблемам стоп. — Ред), актуально после колонии. Для нас, на свободе, это приятные, но мелочи, я и не помню, когда была на маникюре. Но для людей, которые были их лишены, это возвращение ощущения нормальности», — говорит активистка Наста Базар.

По ее словам, в соцсетях откликнулось много салонов: «Одна мастерица написала в закрытое профессиональное сообщество, многие предложили услуги бесплатно или с большими скидками. Я думала, откликаются только белорусские, но узнала, что и украинский салон предоставил много услуг, а сегодня отправили одну из политзаключенных на пилинг и массаж лица к мастерице из Украины».

«Услуги красоты» востребованы: «Радует, что и мужчины пишут в личку, спрашивают про маникюр-педикюр. Один мужчина растит бороду, и попросился к барберу пойти через неделю-другую. Очень нужен массаж. Тоже салоны отзывались, один мастер-белорус несколько дней подряд приезжал со своим столом в отель».

По словам Насты Базар, отзываются и поляки, хотя рассылок или обращений на польском пока даже не было: «Это нам на будущее заметка, мы не просим, а люди готовы помогать. Один белорусский барбер предложил постричь мужчин. Были рождественские выходные, и мастер собирался стричь в отеле, но поляк, хозяин салона, дал ему ключи от салона. Вообще, огромная благодарность всем, перед Новым годом все забито, и люди выходили на работу в свободное время, чтобы помочь».

Подарки от экс-политзаключенных и белорусских брендов

Для многих это будет первый за несколько лет Новый год на свободе, но в эмиграции и вдали от семьи. «Мы собрали новогодние подарки. Отозвались многие белорусские бренды одежды, украшений, косметики, белорусы и белорусский бизнес в Польше», — рассказывает Наста Базар.

В организации подарков для вышедших 13 декабря политзаключенных помогали те, кто освободился в предыдущие годы: «Упаковки для подарков были от фирмы «23.34», это бренд упаковок и коробок, его открыли муж и жена, экс-политзаключенные. В подарках — сыворотка для лица, тоже от экс-политзаключенной, которая начала свое дело в Польше. Бывшая политзаключенная Оля Филатченкова сделала всем женщинам маленькие елочки для новогоднего настроения, Алана Гебремариам паковала варежки, шарфики».

Первые вопросы закрыты, но впереди еще долгая адаптация к новой жизни. «Важно, чтобы люди не остались одни, когда разъедутся по квартирам», — говорит Наста Базар. По ее словам, многие уже начинают думать о работе, переквалификации, некоторые нашли себе курсы: «Спасибо тем, кто предложил лекции по составлению резюме, поиску работы, лекции по ИИ. Кстати, это у всех был вау-эффект после выхода, если одни говорят: «Пока даже не буду разбираться», то другие уже в автобусе из Украины тестировали ИИ».

«Многие все еще растеряны и не очень понимают, что им делать. Менторы, волонтеры постоянно с ними на связи. Если хотите, можно выбрать любую организацию или инициативу, которая вам близка по ценностям и направлению, и поддержать ее финансово», — говорит Вячеслав Жуков.

Deutsche Welle

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => Deutsche Welle