Российская нафта — производимая из нефти углеводородная смесь, используемая в качестве сырья в нефтехимической промышленности, а также для производства полупроводников, — по-прежнему поступает на Тайвань, несмотря на заявления местных властей о сокращении закупок. Об этом говорят данные торговой статистики.
В частности, из обнародованного в октябре отчета хельсинкского Центра исследований в области энергетики и чистого воздуха (CREA) следует, что Тайвань становится крупнейшим в мире импортером российской нафты. В подготовке этого отчета принимали участие тайваньский Фонд за права окружающей среды (ERF), немецкая НПО Urgewald, а также основанная в 1989 году в Калининграде экологическая общественная организация «Экозащита!».
В первой половине 2025 года Тайвань «направил 1,7 миллиарда долларов США в виде налоговых поступлений в военный бюджет Путина», — говорится на сайте «Экозащиты!» . По подсчетам активистов, в первом полугодии 2025 года импорт Тайванем нафты из России вырос в шесть раз по сравнению с 2022 годом.
Закупка Тайванем российской нафты
По словам Сиарана Тайлера — эксперта бельгийской компании Kpler, занимающейся анализом данных в сфере глобальной торговли, объем закупок российской нафты Тайванем практически не сократился, хотя власти этого азиатского острова и заявляли, что не собираются продлевать соответствующие договоры.
Практически весь объем импортируемой Тайванем нафты закупается компанией Formosa Petrochemical Corporation (FPCC). По данным Kpler, объем закупок этой тайваньской фирмой нафты из России в ноябре и декабре текущего года оставался стабильным.
«Formosa не станет продлевать закупки по новым срочным контрактам в следующем году, но, по всей видимости, она не отказывается от выполнения уже заключенных контрактов», — предположил Тайлер в беседе с DW. По прогнозам аналитика, в начале 2026 года объем импорта российской нафты на Тайвань быстро сократится, по мере истечения годовых и квартальных контрактов.
Со своей стороны Люк Уикенден, один из авторов доклада CREA, отметил в разговоре с DW, что, по его мнению, Formosa действительно собирается сократить свои закупки российской нафты.
Возможная зависимость Тайваня от российских энергоресурсов
На самом острове отчет CREA вызвал дискуссию о возможной зависимости от России. При этом тайваньские законодатели высказали опасения, что в будущем эта зависимость может быть использована Пекином против Тайбэя , учитывая тесные связи Китая с РФ.
После публикации доклада CREA Formosa опубликовала заявление о том, что, будучи частной компанией, она не обязана следовать ограничениям на закупку нафты в России, однако призывает трейдеров и поставщиков «соблюдать международные санкции». По утверждению компании, она закупала большие объемы российской нафты в связи с «глобальной конъюнктурой рынка». «Это результат исключительно ситуации на рынке, а не намеренное изменение стратегии закупок», — подчеркивали в компании.
В интервью DW Чжэн Жуйхэ — старший аналитик правительственного аналитического центра Chung-Hua Institution for Economic Research в Тайбэе — также призвал рассматривать закупки российской нафты компанией Formosa в этом контексте. «Основываясь на принципе свободной торговли, правительства не могут вмешиваться в коммерческую деятельность частных компаний», — аргументировал он.
Позже министр экономики Тайваня Гун Мин-синь заявил тайваньским СМИ, что контракты Formosa на закупку российской нафты скоро истекают и что компания «согласилась не закупать российскую нафту в будущем».
По мнению соавтора отчета CREA Люка Уикендена, этот случай демонстрирует возможности для давления на компании, которые продолжают покупать российские углеводороды. «Это ясно показывает, что при скоординированном давлении со стороны НПО и других аналитических центров можно добиться реальных изменений», — констатирует он.
Импорт Тайванем угля из России
Около 97% энергии, необходимой Тайваню, вырабатывается за счет импортируемых ресурсов. При этом, несмотря на то, что доля «зеленой» энергетики постепенно увеличивается, более 80% энергии, потребляемой островом, обеспечивается за счет угля и СПГ. Чжэн Жуйхэ из аналитического центра Chung-Hua Institution for Economic Research полагает, что зависимость Тайваня от импортируемых источников энергии означает «существенные геополитические риски».
К аналогичным выводам приходят авторы отчета CREA. Анализируя зависимость Тайваня от ряда российских ископаемых видов топлива, в частности угля, они указывают на риски, которые это создает для его внешних отношений, национальной безопасности и стабильности цепочки поставок, особенно в полупроводниковой промышленности.
За первое полугодие 2025 года Тайваню удалось сократить объем закупок угля из России на 67% по сравнению с первым полугодием 2024 года. Однако после полномасштабного военного вторжения России в Украину импорт российского угля на Тайвань неуклонно рос, отчасти потому, что он стал доступным по цене. «Вполне естественно, что Тайвань начал пытаться извлечь как можно больше прибыли из импорта более дешевого российского угля», — комментирует Люк Уикенден.
За время войны в Украине Тайвань фактически стал пятым по величине покупателем российского угля. Снижение импорта угля в 2025 году в значительной степени было вызвано действиями тайваньского правительства, когда такие государственные компании, как Taipower и Taiwan Cement Corporation, резко сократили закупки угля из РФ.
Уикенден по-прежнему обеспокоен тем, что частные компании Тайваня закупают уголь в России, даже если в настоящее время это относительно небольшие объемы. И все же, по его словам, «риск больше не является таким масштабным».
Российские энергоносители для Тайваня: вопрос цены
Помимо угля, Тайвань по-прежнему импортирует из России небольшие объемы СПГ. Однако в целом, по оценкам наблюдателей, сегодня Тайбей уже не является столь уязвимым перед Москвой или Пекином.
По словам Чжэн Жуйхэ, диверсификация поставок энергоресурсов очень важна для Тайваня. Однако, учитывая фактор затрат, вероятность того, что Россия в той или иной форме останется поставщиком энергоресурсов на остров, будет всегда, констатирует он.
«Хотя импорт энергоресурсов из России будет встречен критикой, в реальной жизни необходимо учитывать такие факторы, как инфляция, нагрузка на потребителей и конкурентоспособность промышленности, — поясняет он. — Думаю, что политикам очень трудно соблюсти здесь равновесие».
Санкции ЕС в отношении российских нефтепродуктов
В свою очередь Люк Уикенден называет Тайвань примером того, как можно сократить объем закупок энергоресурсов в России. Он призывает и Евросоюз увеличить давление на Москву в этой области, сконцентрировавшись, в частности, на продуктах нефтепереработки.
Недавно ЕС усилил санкции в отношении нефтепродуктов из России и призвал трейдеров и компании-операторы внедрить дополнительные процедуры контроля, чтобы исключить попадание в ЕС продуктов, произведенных из российской сырой нефти. Особое внимание при этом должно уделяться товарам, поступающим в ЕС из Турции, Китая и Индии, поскольку в последнее время эти страны активно закупают российскую сырую нефть , считают в Брюсселе.
Тем не менее власти ЕС признают, что в случае если нефть оказывается смешанной, определить ее происхождение невозможно. Соответственно, «невозможно установить происхождение всех молекул сырой нефти, импортируемых в ЕС».
По мнению Уикендена, однако, формулировки и само санкционное законодательство ЕС, касающееся прямых поставок нефтепродуктов, являются недостаточно жесткими. «В настоящее время под пристальным вниманием находятся только импортеры сырой нефти и экспортеры нефтепродуктов, например, в страны ЕС», — критикует он.















