В Беларуси репетиторов нанимают школьникам часто даже не для поступления в университеты, а для общей подготовки в школе.В Беларуси более 40% родителей нанимают детям репетиторов, показал опрос Института социологии. Как отмечают исследователи, с одной стороны это говорит об ответственном отношении к будущему детей. С другой — о недостатках школьного обучения. Учителя, с которыми поговорила DW, называют сложившуюся ситуацию параллельной системой образования. Можно ли решить проблему?
Репетиторам запрещают преподавать свыше школьной программы
Согласно исследованию Института социологии Академии наук, 41,2% родителей считают, что их детям нужны дополнительные занятия с репетиторами, и прибегают к таким услугами. Главная цель — общая подготовка ребенка, так ответили 75,8% опрошенных. Подготовка к централизованному тестированию (ЦТ) является причиной обращения к репетиторам для 18,8%, к централизованному экзамену (ЦЭ) — для 10,2%, внутренним вступительным экзаменам в университете — для 8,1%.
Почти 62% опрошенных хотят найти педагога, который поможет ребенку подготовиться к контрольным, тестам и экзаменам. Не планируют обращаться к услугам репетиторов даже для подготовки к централизованному тестированию и экзамену 20,4%. 17,7% затруднились с ответом на вопрос.
В Министерстве образования результаты исследования трактуют в пользу существующей системы, отмечая, что большинство родителей все же не нанимают дополнительных педагогов. Параллельно ведомство ужесточает условия для работы репетиторов, ограничив формы и условия проведения занятий. В частности, предлагается разрешить занятия только индивидуально или в очень малых группах, обязать репетиторов подтверждать профильное образование и строго придерживаться школьной программы.
«Под прикрытием репетиторства люди умышленно выполняют совершенно иной вид деятельности — детей готовят по программам, которые не соответствуют школьным, — заявила директор Департамента контроля качества образования Ольга Рыбаключева в эфире госТВ. — Репетитор должен только помочь освоить существующую программу, устранить пробелы. Если же речь идет об изучении сверх программы (например, подготовка к олимпиадам или изучение языка, которого нет в школе) — это уже образовательные услуги, а не репетиторство».
Без репетитора сложно подготовиться к ЦТ
Учитель математики Татьяна Крапиневич, которая по политическим причинам была вынуждена покинуть Беларусь, сейчас преподает в Польше. Она отмечает, что здесь родители тоже обращаются к помощи репетиторов, но в большинстве случаев, чтобы повысить знания ребенка, а не закрыть базовые вопросы. «В этом отличие от Беларуси, — говорит собеседница. — В Польше к репетитору идут, чтобы лучше сдать экзамены, особенно по математике».
В Беларуси же, по наблюдению Татьяны, ситуация с репетиторами привела к существованию параллельной системы образования. «Хороших учителей все меньше, — считает она. — По моим наблюдениям, 70% молодых преподавателей уходят сразу после распределения. Проблему с кадрами закрывают в основном пенсионеры, но это временное решение, учителей среднего возраста очень мало в школах».
Собеседница также отмечает, что задания для централизованного экзамена и тестирования часто расходятся с общей школьной программой. «Заданий, который представлены в тестах, просто нет в школьных учебниках, — говорит она. — И чтобы хорошо сдать ЦТ или ЦЭ, нужно чтобы педагог натаскал ребенка на тесты, именно так, это не проверка знаний. Именно поэтому родители часто нанимают репетиторов именно для выпускных классов».
Педагог обращает внимание на загруженность детей: «Если это 11 класс, ребенок до восьми часов должен отсидеть в школе, а потом еще бежать к репетиторам. И как правило, не к одному, иногда по всем трем предметам, необходимым для поступления в университет».
Кроме того, такая ситуация создает проблему неравенства образования. «Если у родителей нет денег, часто ребенок не может подготовиться сам, просто со школьным учителем к ЦТ. Это значит, не может рассчитывать на высокие баллы, а это влияет на его будущее», — подчеркивает Крапиневич.
Молодые педагоги легко переходят в репетиторство
Юлия работает репетитором по физике и математике еще с университетской скамьи. Два года распределения в школе совмещала с подработкой, а потом ушла только на индивидуальные занятия. «По зарплате я не потеряла ничего, — говорит она. — Благодаря сарафанному радио, у меня сейчас много учеников, в том числе среди школьников, которые вынуждены были уехать с родителями за границу. Я работаю индивидуально с мотивированными детьми — и это главная причина, почему я ушла из школы».
По словам собеседницы, молодые педагоги быстрее готовы перестраиваться, поэтому не держатся за место в школе. «Первое время сложно с поиском учеников, но можно продвигать себя через специальные платформы, соцсети, — объясняет она. — Через год-два к тебе уже приходят по рекомендациям. Среди моих коллег в школе практически все подрабатывали как репетиторы. Просто выжить на учительскую зарплату, даже со всеми доплатами, очень сложно».
Юлия признает, что ситуация с кадрами в школе с каждым годом усугубляется. «В педагогические вузы поступают с низкими баллами, — объясняет она. — Увеличивается целевой набор, но я бы не сказала, что это решает проблему, потому что сильные абитуриенты на него, как правило, не подаются. В итоге Министерство образования на пять лет закрывает вакансию, но качество преподавания, как правило, не высокое. Я бы сказала, все держится на энтузиастах, это единицы, и педагогах, которые соглашаются работать на пенсии, но и они со временем уходят».
При этом системно проблема не решается, отметили опрошенные DW учителя.

