Путин в ожидании Трампа — после свержения в Венесуэле Мадуро, он надеется, что президент США «отдаст» ему Украину, но ошибается, считает Константин Эггерт.Одним из главных проигравших по результатам американской операции по захвату Николаса Мадуро и его жены пока что точно (вновь) стал российский ВПК. Точнее, предприятия-производители «лучших» в мире ракетных комплексов ПВО. Поставленные с большой помпой армии Венесуэлы, эти железки никак не предотвратили блиц-налет ВВС США на Каракас . «Вновь» потому что меньше полугода назад то же самое случилось в другой стране-союзнице Кремля, Иране. Выводы для концерна «Алмаз-Антей», их производящего, следуют явно неутешительные.
Трамп возрождает «доктрину Монро»
Политические итоги случившегося сложнее и ясны еще не до конца. Сразу после операции в Венесуэле в телефонном интервью журналу The Atlantic Дональд Трамп сказал, что он возродил «доктрину Монро». В сущности, он считает страны Западного полушария (возможно, за исключением Канады) американскими сателлитами. В них Вашингтон хочет видеть только правительства, настроенные на хорошие отношения с Соединенными Штатами. Трамп пригрозил Мексике — которой «управляют наркокартели».
Государственный секретарь Марко Рубио выступил с жестким предупреждением коммунистическому режиму на Кубе (кстати, также союзнику Москвы). Значит ли это, что американцы предпримут аналогичные операции в этих странах? Вполне возможно, особенно на Кубе. Не стоит забывать: 2026-й — это год 250-летия США, и Дональд Трамп явно желает отметить его успехами по обеспечение безопасности и величия Америки, как он их себе представляет.
Любые акции против авторитарных левых антиамериканских режимов получат поддержку многомиллионных диаспор в США и обеспечат Республиканской партии голоса на выборах, которые в Америке идут практически без перерыва. Одновременно Трамп и его советники всячески демонстрируют, что их подход отличается от подхода предыдущих администраций. Они не собираются, как Билл Клинтон или Джордж Буш-младший, нести в мир «демократию и свободу».
Трамп, например, постановил, что управлять Венесуэлой будет назначенная Мадуро вице-президент, твердокаменная коммунистка Делси Родригес . Это явно сделано на контрасте с политикой Буша в Ираке, где администрация Саддама Хусейна была буквально выкорчевана на всех уровнях. Заменить ее быстро было невозможно. Поэтому, как считает ряд экспертов, страна стала неуправляемой. В том же интервью The Atlantic Дональд Трамп называет иракскую операцию «катастрофой» и говорит, что не повторит ошибок президента Буша.
«Потеряет» ли Путин Венесуэлу?
Проиграл ли российский режим? С одной стороны, да. Ведь свергнут еще один военно-политический клиент и бизнес-партнер Москвы. С другой стороны, это еще не катастрофа. Будут ли ущемлены российские интересы в стране? Возможно какие-то из них сохранятся. Например, в Сирии после падения режима Башара Асада комплекс военных баз на побережье Путину все же пока оставили.
Свержение Мадуро, несомненно, нанесло новый ущерб образу российской диктатуры в странах глобального Юга. Ведь после стольких лет явного и тайного российско-венесуэльского сотрудничества ни российские спецслужбы, ни дипломаты, ни военные советники не сыграли никакой видимой роли в этом кризисе. Одновременно, едва ли в Пекине, Дели или Претории предполагали, что завязший в Украине Путин бросит российские армию и флот на другой край земли спасать «боливарианский» режим в Каракасе.
Главный вопрос после событий минувших выходных такой: считает ли президент США, что каждая великая держава имеет право на свою сферу влияния, где она может творить все, что пожелает? Если ответ «да», то, по этой логике, Путин может оккупировать Украину и, возможно, претендовать на страны Балтии. Китай при этом получает возможность захватить Тайвань и, при желании, поменять правительство в Индонезии или Таиланде. В российских «патриотических» телеграм-каналах пока царит понятное смятение, но надежда на то, что «теперь-то Трамп точно сдаст Зеленского» тоже появилась.
Однако, такая политика Вашингтона (если в Белом доме выберут именно ее) без сомнения приведет к гонке ядерных вооружений и «размножению» государств, претендующих на величие и особые права в отношении соседей. Да и европейские союзники Америки тогда перестанут на нее оглядываться, в том числе в вопросах обороны. Это, скорее всего, создаст большие проблемы Путину.
Если ответ на вопрос «нет» (а я думаю, что это так), то американская администрация будет вынуждена более четко определиться, кто Америке друг, а кто враг, что в ее стратегических интересах, а что нет. Интересно, что в той же беседе с журналистом The Atlantic Дональд Трамп вновь потребовал от Дании «отдать» Америке Гренландию — потому что в ее водах «шастают» корабли китайских и российских ВМФ. Конфликт с союзником по НАТО вокруг Гренландии стал бы подарком для Путина и Си Цзиньпина. Но, с другой стороны, Китай и Россия в этой картине мира явно не относятся к друзьям.
Рискну предположить: Трамп не «отдаст» Путину Украину. Но он действительно стремится к прекращению огня любой ценой, в том числе, за счет территориальных уступок со стороны президента Зеленского. Трамп считает, что так принесет в Европу «мир». Однако Путин не даст ему этого шанса. «Потерять» Венесуэлу он может, «не довести дело до конца» в Украине — нет. Дележка мира, кто бы и как бы ее ни хотел, не состоится.
Российский режим всегда пасует перед решительным отпором. Справедливость этого вывода, скорее всего, придется вновь подтверждать в 2026 году.
Автор: Константин Эггерт — журналист, автор еженедельной колонки на DW и интервью-проекта DW «вТРЕНДde». Константин Эггерт — в Facebook, в Telegram.
Комментарий выражает личное мнение автора. Оно может не совпадать с мнением русской редакции и Deutsche Welle в целом.















