75174192 403.jpg Deutsche Welle Лукашенко-Мадуро

Как изменится диалог США с Лукашенко после захвата Мадуро

0

Опасается ли Лукашенко за свою власть, и повлияет ли ситуация в Венесуэле на договоренности РБ с США и освобождение политзаключенных.Александра Лукашенко и Николаса Мадуро связывает многое: дружба, бизнес, непризнание их Западом легитимными президентами — и попытки договориться с США на своих условиях. После захвата Мадуро Лукашенко три дня не комментировал события лично, передав «категорическое осуждение» через пресс-службу.

Опасается ли Лукашенко такой участи? Остановится ли диалог РБ с США и освобождение политзаключенных? Что будет с белорусским бизнесом в Венесуэле? DW выясняла у экспертов.

«У Лукашенко с США «медовый месяц»

«Наверняка Лукашенко вздрогнул. Мадуро не просто свергли, а провели успешную операцию, было, видимо, и предательство внутри режима. Вывезли в США, суд, грозит казнь… Поневоле задумаешься о будущем, — говорит политический обозреватель, историк Александр Фридман. — Как ни прискорбно, мы живем в мире, в котором действует не международное право, а право сильного. И случай Мадуро это показал».

Но, по мнению эксперта, пока подобное Лукашенко не угрожает: «У него продолжается, я бы сказал, «медовый месяц» с США. Потенциальная угроза может исходить скорее из России».

Лукашенко примерил события с Мадуро на себя, потому что они оба «входили в клуб аутсайдеров-автократов на мировой политической арене», но «прямое вмешательство» вряд ли его ожидает, согласен Антон Пеньковский, политолог-американист, советник Агентства евроатлантического сотрудничества.

«Это российские вертолеты могут подлететь к его дворцу, хотя сейчас Лукашенко устраивает Кремль. Да, США от «глубокой обеспокоенности» перешли к активным действиям, это зубастый и решительный игрок, но я не считаю, что возможен сценарий с вертолетами в Минск из Вильнюса», — говорит Пеньковский.

Тем не менее, события в Венесуэле — вдвойне тяжелая тема для Лукашенко, уверен Фридман: «С одной стороны, он сочувственно относится к Мадуро. С другой, отношения с США — его реальность сейчас, а американцы прямо говорят, что подобное может постигнуть любого, кто не будет играть по их правилам. Уверен, Лукашенко сильно задумался».

«Хочется признания, но не хочется американской удавки на шее»

США в последний год действовали с режимами в Венесуэле и Беларуси похожими методами, говорит Фридман. Сначала был диалог: «С Мадуро он велся гораздо более жестко, там другие интересы — нефть, инвестиции — но с ним разговаривали, предлагали варианты. Мадуро тянул время, отвергал предложения, не верил в угрозы. Американцы решили, что разговаривать бесполезно».

Диалог США с Лукашенко начался на фоне мирного урегулирования войны в Украине. «И пока они с Лукашенко разговаривают гораздо мягче, чем с Мадуро», — констатирует Фридман. Но у американцев могут быть и отдельные интересы к стране, например, как к партнеру Китая в регионе, считает эксперт.

«А если они захотят инвестировать в какие-то лакомые куски экономики или взять под контроль «Беларуськалий»? Лукашенко, думаю, задает себе вопрос: а если перед ним поставят условия, и они окажутся неприемлемы? Тянуть время, пытаться перехитрить — с Мадуро это сыграло фатальную роль», — напоминает Фридман.

По его мнению, доверия к американцам у белорусского правителя и так было мало, а стало еще меньше: «Контакты с США для него это «и хочется, и колется». Хочется признания, экономических послаблений, американских инвестиций… Но очень не хочется получить на своей шее крепкую американскую удавку. Так что он, думаю, в этих отношениях и в своей риторике относительно США теперь будет предельно осторожен».

Отразятся ли события на «большой сделке» и политзаключенных

По мнению Пеньковского, отношения Беларуси и США продолжат развиваться с той же скоростью, что и раньше. Коммуникации выстроены, в Госдепе «получают, что хотят, иначе визиты в Минск прекратились бы».

«Логику Лукашенко легко понять, это «король умер, да здравствует король». Когда его друзья у власти — они являются дорогими друзьями и сторонниками, если они свергнуты, Лукашенко о них забывает. Его желание понравиться текущему руководству США больше, чем пиетет к дружбе с Мадуро», — считает американист.

США хотели бы освободить всех политзаключенных одним махом, это их стиль, полагает Александр Фридман, но Лукашенко хочет выпускать партиями по 50-100 человек, и американцы пока на это идут.

«Эти освобождения — дополнительный эффект от контактов между Минском и Вашингтоном. Вашингтон использует Лукашенко как канал связи с Москвой. Для этого отменяет какие-то санкции. А Лукашенко дает то, что может, и один из ресурсов — политзаключенные”, — объясняет Фридман.

По его мнению, если переговоры о мире в Украине будут продолжаться, и американцы будут считать канал связи Лукашенко и сотрудничество с ним перспективным, можно ждать новых освобождений: «Ситуация с Мадуро скажется, Лукашенко было непросто освобождать людей, а будет еще сложнее. Но то, что он может получить, заставляет его идти на это. Я остаюсь оптимистом и думаю, что освобождения продолжатся».

По мнению Пеньковского, гуманитарный трек — важная, но не главная часть белорусско-американских переговоров: «Главное — это безопасность в регионе, ситуация со странами Балтии, северный фланг Украины». Но при этом освобождение политзаключенных должно демонстрировать, что режим готов на конкретные шаги для хороших отношений с США.

«Лукашенко готов был приютить Мадуро и венесуэльские элиты»

В Венесуэле работали и белорусские строители, и «Беларуснефть». Но пока о бизнес-интересах Лукашенко стоит забыть, считает Пеньковский: «Он может попытаться влезть в сферу интересов американцев, напомнить о белорусско-венесуэльских предприятиях в нефтедобыче, промышленности, предложить сотрудничество. Но сомневаюсь, что США проявят энтузиазм. Там уже очередь, и белорусский автократ едва ли в первой десятке тех, кого будут рассматривать».

По мнению Фридмана, Лукашенко «может предложить свои услуги, а США будут решать, поощрить ли его». Политический обозреватель полагает, что белорусский правитель уже предлагал помощь в решении «проблемы Мадуро»: «Лукашенко с удовольствием выступил бы как человек, принявший Мадуро в Беларуси и снявший для американцев эту проблему. Но Мадуро решил по-другому».

Фридман не исключает, что звонок 3 января от главы МИД Беларуси Максима Рыженкова его коллеге в Каракас мог быть связан с предложением для элит: «Если кто-то пожелает покинуть страну, их готовы приютить в Беларуси. С одной стороны, это люди очень обеспеченные. С другой, это тоже можно продать американцам, мол, забираем их».

После захвата Мадуро мир спокойнее не станет, резюмирует историк: «Но и нервозности у фигур вроде Мадуро прибавится, потому что эти люди использовали международное право как защиту. Демократические страны — и похитить, отправить в наручниках в суд… А оказывается, можно. И самая могущественная страна в мире так действует. Теперь это сигнал каждому, кто попробует перейти дорогу США».

Deutsche Welle

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => Deutsche Welle