75387591 403 1.jpg 1 Deutsche Welle США-Иран

Угрозы Трампа Ирану: как они влияют на протесты в стране?

0

Президент США Трамп заявил, что Вашингтон может нанести Ирану «очень сильный» удар, если иранские власти усилит репрессии против участников акций протеста. Как иранцы отнеслись к этому предупреждению?Президент США Дональд Трамп в минувшие выходные вновь выступил с предупреждениями в адрес Ирана, где участники акций протеста вновь бросают вызов режиму верховного лидера страны аятоллы Али Хаменеи. «Мы очень внимательно следим за ситуацией, — заявил Трамп журналистам. — Если они (иранские власти. — Ред.) начнут убивать людей, как это было в прошлом, я думаю, что США нанесут по ним очень сильный удар».

Комментарии хозяина Белого дома последовали через неделю после начала протестов и беспорядков в Иране, в процессе которых, по данным правозащитных организаций, по меньшей мере 16 протестующих были убиты, десятки получили ранения, а сотни арестованы. В ходе одного из последних инцидентов сотрудники сил безопасности, как сообщалось, атаковали центральную больницу в городе Илам, где проходили лечение многие раненые участники протестов.

Давление со стороны Вашингтона на фоне эскалации насилия в Иране вызывает бурные дискуссии в этой стране. Некоторые наблюдатели считают, что слова Трампа могут воодушевить протестующих, в то время как другие предупреждают, что угроза американского президента также может быть использована властями для оправдания и усиления репрессий.

Протесты в Иране: какова цена молчания Запада?

По оценке Камрана Матина, профессора международных отношений Университета Сассекса в Великобритании, опыт так называемого «зеленого движения» 2009 года показывает, что отсутствие поддержки со стороны Запада придало Тегерану больше смелости в подавлении протестных выступлений. «Угроза Трампа принять меры против режима, особенно после того, что произошло с президентом Венесуэлы Николасом Мадуро, вероятно, укрепит моральный дух протестующих и ослабит уверенность властей в использовании силы», — полагает Матин.

«Зеленое движение», вылившееся в массовые акции протеста, возникло после президентских выборов в Иране в 2009 году, официальные итоги которых многие посчитали сфальсифицированными. Власти утверждали, что голосование с большим отрывом выиграл тогдашний президент Махмуд Ахмадинежад, в то время как оппозиция говорила о широкомасштабных подтасовках. Протестующие вышли на улицы, поддерживая соперника Ахмадинежада Мир-Хосейна Мусави, который использовал зеленый цвет в качестве одного из символов своей избирательной кампании.

Однако «зеленое движение» не получило твердой политической поддержки со стороны западных государств, в том числе США, президентом которых тогда был Барака Обамы. Несмотря на то, что демонстранты скандировали имя Обамы и призывали Соединенные Штаты оказать помощь, Вашингтон воздержался от открытого вмешательства. Последующее подавление движения привело к аресту тысяч противников властей. По данным правозащитников, десятки демонстрантов были убиты, а режим устоял и продолжает политические репрессии по сей день.

Иранская оппозиция разделилась по поводу угроз со стороны Трампа

Иранцы — как внутри страны, так и находящиеся в изгнании — реагируют на высказанное Дональдом Трампом предупреждение Тегерану, по-видимому, согласно определенной идеологической модели. Противники властей, придерживающиеся правых взглядов, в частности монархисты и некоторые этнические оппозиционные группы, отнеслись к заявлению американского лидера более благосклонно, чем другие. Остальная часть оппозиционеров настроена скептически, а некоторые деятели предпочли хранить молчание.

Бехруз Асади, ирано-немецкий политик и лауреат премии в области защиты прав человека, убежден, что международная поддержка должна оказываться «без всяких условий, без появления зависимости и без вмешательства в национальные интересы Ирана». «Если такая поддержка защищает право на мирные собрания в соответствии с международными конвенциями, то она может приветствоваться», — поделился с DW Асади. И одновременно решительно предостерег от военных действий: «Мы категорически против войны и военных атак. Ни одна война еще не принесла демократию».

«Евросоюз не может оставаться нейтральным»

Политический аналитик Абдолреза Ахмади, со своей стороны, замечает, что заявление Трампа «открыло новое окно» и позволило протестующим почувствовать более непосредственную международную поддержку. «После этого выступления протесты расширились, — утверждает Ахмади. — (Высказанная Трампом. — Ред.) угроза посылает правовой и политический сдерживающий сигнал, и Евросоюз не может оставаться нейтральным».

Таги Рахмани, иранский политический активист и муж лауреата Нобелевской премии мира Наргиз Мохаммади, напротив, считает, что подход Трампа подрывает международный правовой и этический порядок, установленный после Второй мировой войны.

«Существует международная система, в которой Организация Объединенных Наций, используя правовые нормы, занимается вопросами нарушения прав человека, — подчеркнул Рахмани в интервью DW. — Послание Трампа предполагает, что Соединенные Штаты, как самая могущественная страна мира, могут действовать самостоятельно. Это неприемлемо в рамках современной правовой и этической системы».

Рахмани также поднял вопрос о надежности Дональда Трампа как партнера в свете недавнего вмешательства США в Венесуэле и похищения президента страны Николаса Мадуро. Трамп, по словам активиста, делал противоречивые заявления даже по поводу Венесуэлы: «Эти метания делают вмешательство США непредсказуемым и потенциально опасным».

Как иранские власти отреагировали на поддержку протестов Трампом?

Тегеран резко раскритиковал заявления американского президента, назвав их «безрассудными и опасными» и обвинив Вашингтон во вмешательстве во внутренние дела Ирана. Али Лариджани, секретарь Высшего совета национальной безопасности, сказал, что комментарии американских и израильских официальных лиц раскрыли «реальные силы, стоящие за беспорядками».

Он предупредил, что возможные соответствующие действия Соединенных Штатов приведут к нестабильности, добавив, что «вмешательство во внутренние дела Ирана породят хаос в регионе и нанесут ущерб интересам США». Лариджани также порекомендовал американцам «беречь своих солдат», обвинив Трампа в том, что он подталкивает страну в сторону опасного авантюризма.

Али Шамхани, советник верховного лидера Ирана Али Хаменеи, также резко отреагировал на высказывание Трампа. Он указал, имея в виду Ирак, Афганистан и сектор Газа, что иранцы хорошо знакомы с военным вмешательством США за рубежом. «Любая рука, которая под каким бы то ни было предлогом посягнет на безопасность Ирана, будет отсечена болезненным ударом. Национальная безопасность Ирана — это красная черта, а не предмет для авантюрных твитов», — заверил Шамхани.

Иран также официально поднял этот вопрос в ООН, назвав высказывания Трампа безответственными и угрожающими стабильности в регионе. Напряженность в отношениях Вашингтона и Тегерана еще больше усилилась после бомбардировок американцами иранских ядерных объектов летом 2025 года и предшествовавшей им 12-дневной войны Ирана с Израилем. С одной стороны, это применение силы увеличило опасения по поводу возникновения более широкого регионального конфликта, а с другой — укрепило надежды иранских протестующих на перемены или даже на смену власти в Исламской Республике.

Deutsche Welle

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => Deutsche Welle