73920587 403.jpg Deutsche Welle CША-Гренландия

Зачем Трампу нужен датский остров Гренландия?

0

Президент США Дональд Трамп и его окружение вновь вынесли дискуссию по поводу будущего принадлежащего Дании острова Гренландия на первые полосы газет. Что делает его столь притягательным для Трампа? Разбор DW.Американский президент Дональд Трамп вновь заявил о праве США на контроль над Гренландией: «Нам нужна Гренландия из соображений национальной безопасности, Дания не в состоянии обеспечить это». В соцсетях Кэти Миллер, жена замглавы администрации Трампа Стивена Миллера, опубликовала карту Гренландии, окрашенную в цвета флага Соединенных Штатов. А сам Миллер в интервью CNN поставил под сомнение законность принадлежности острова Дании, которая является союзником Вашингтона по НАТО: «По какому праву Дания контролирует Гренландию? На чем основано ее территориальное право?».

Дания и несколько европейских стран решительно отвергли эти притязания. «Я очень четко обозначила позицию Королевства Дания, а Гренландия неоднократно заявляла, что не хочет становиться частью Соединенных Штатов, — подчеркнула в понедельник, 5 января, датский премьер-министр Метте Фредериксен. — К сожалению, я боюсь, что к словам президента США о том, что он хочет Гренландию, следует отнестись серьезно».

Что такого особенного есть у Гренландии?

Гренландия — самый крупный остров в мире, по площади примерно равный Мексике, Саудовской Аравии или Демократической Республике Конго и только в два раза меньший, чем Евросоюз. Однако на территории в более 2 миллионов квадратных километров проживает всего около 60 000 человек. В основном это гренландские эскимосы (инуиты), которые живут в небольших прибрежных поселках, а около трети их — в столице Нууке.

Гренландия является провинцией Дании, члена ЕС и НАТО, но с 2009 года пользуется широкой автономией, позволяющей самостоятельно распоряжаться природными ресурсами и формировать судебную систему и органы правопорядка. Только внешняя политика и политика в сфере безопасности по-прежнему определяются в Копенгагене.

Географически остров простирается от Северной Атлантики до вечных льдов Северного Ледовитого океана. 80% территории Гренландии покрыто ледяным покровом. Только прибрежные районы, площадь которых тем не менее чуть превышает территорию Германии, остаются свободными ото льда, по крайней мере, летом.

Однако глобальное потепление приводит к постепенному сокращению ледяного покрова во всем Северном Ледовитом океане: внутренние районы Гренландии становятся более доступными, а морские пути через Арктику — временно судоходными. В результате весь регион все больше превращается в центр геостратегических интересов различных игроков. С одной стороны, добыча залегающих там сырьевых ресурсов может вскоре стать экономически более выгодной. С другой — открываются новые маршруты как для торговых судов, так и военных кораблей.

Чего США хотят от Гренландии?

К природным ресурсам Гренландии относятся стратегически важное сырье, такое как уран, нефть и природный газ, а также два крупнейших известных в мире месторождения редкоземельных элементов. К ним добавляются никель, медь, золото и графит. В рамках самоуправления власти Гренландии по экологическим причинам прекратили в значительной степени добычу редкоземов, урана, нефти и газа. Однако это решение оказалось бы под большим вопросом, если бы Гренландия вышла из-под юрисдикции Дании и — так или иначе — попала в орбиту прямого влияния Соединенных Штатов.

В то время как многие аналитики называют богатые природные ресурсы важной причиной растущего интереса Вашингтона к датскому острову, президент США отвергает это и ссылается его на геостратегическое значение. Незадолго до Рождества Дональд Трамп назначил спецпосланника по Гренландии. «Нам нужна Гренландия ради национальной безопасности, а не из-за ее природных богатств», — заверил Трамп на пресс-конференции.

Вашингтон рассматривает остров как стратегический форпост в Арктике, особенно с учетом растущей активности России и Китая в регионе. При этом, вероятно, речь идет и об ограничении доступа других великих держав к арктическим сырьевым ресурсам и их контроля над новыми морскими путями.

Однако военно-стратегические аспекты также играют важную роль уже давно. Еще в 1951 году, то есть в начале холодной войны, США и Дания заключили оборонное соглашение, которое позволило Пентагону построить авиабазу Туле на севере Гренландии. Сегодня она помимо прочего используется для космического наблюдения и с 2023 года носит название Питуффик (Pituffik Space Base). База считается центральным элементом американской системы раннего предупреждения о запусках ракет. Арктика находится гораздо ближе к Евразии — с расположенными там Китаем, Россией и Северной Кореей, — чем основная часть территории Соединенных Штатов.

Интерес США к Гренландии — это нечто новое?

Американский интерес к Гренландии далеко не нов. Еще в 1867 году, когда США купили у России Аляску, тамошние политики рассматривали возможность аннексии Гренландии и Исландии. 1 июля 1868 года американские газеты сообщили, что госсекретарь Уильям Генри Сьюард близок к заключению сделки по покупке Гренландии за 5,5 миллиона долларов золотом. Сделка в итоге сорвалась, но идея оставалась актуальной на протяжении десятилетий. Во время Второй мировой войны, когда нацистская Германия оккупировала Данию, США фактически взяли Гренландию под свой контроль, но в конце войны вернули ее датчанам.

В 1955 году советники по безопасности пытались убедить тогдашнего американского президента Дуайта Эйзенхауэра купить остров. Однако в соответствии с оборонным договором 1951 года Дания предоставила США настолько широкую свободу действий, что дипломатические риски от таких шагов в Вашингтоне посчитали чрезмерными.

Однако идея не была окончательно похоронена, она в основном обсуждалась за закрытыми дверями. Только Дональд Трамп вернул ее на повестку дня во время своего первого президентского срока. Трамп в последний момент отменил запланированный государственный визит в Копенгаген в августе 2019 года, потому что датский премьер Фредериксен назвала «абсурдной» идею продажи Гренландии Соединенным Штатам. В начале своего второго президентства Трамп в январе 2025 года вновь подтвердил свои намерения. Даже отвечая на прямые вопросы, он не исключил ни экономического давления, ни силовой аннексии острова.

А по какому праву Дания владеет Гренландией?

Гренландия расположена в северной части Западного полушария. Ее освоение началось в Х веке, когда исландский викинг Эрик Рыжебородый основал там первые поселения. В 1261 году Гренландия вошла в состав Норвежского королевства. В 1397 году Норвегия и Дания объединились в одно государство. Несмотря на то, что номинально союз был равноправным, экономическая и политическая мощь Дании быстро сделала ее ведущей стороной. После Наполеоновских войн в 1814 году Дания, оказавшаяся на стороне проигравших, вынуждена была уступить Норвегию Швеции. Однако три ключевых территории: Гренландия, Исландия и Фарерские острова остались под датским контролем. До середины XX века Гренландия оставалась датской колонией. Колониальный период на острове закончился в 1953 году, когда Гренландия стала равноправной частью Королевства Дания. В 1979 году Копенгаген предоставил ей самоуправление, а принятый в 2009 году закон расширил автономию острова.

Суверенитет Дании над Гренландией признан на международном уровне, в том числе решением Постоянной палаты международного правосудия, принятым в 1933 году. Остров также сильно зависит от Дании в экономическом плане. Однако в соответствии с закрепленными ООН принципами международного права, Гренландия имеет право на самоопределение. Закон об автономии 2009 года включает право острова решать вопрос о своей полной независимости путем референдума. В последние годы дискуссии по этому поводу стали более интенсивными.

В свете недавних заявлений, прозвучавших в США, премьер-министр Гренландии Йенс-Фредерик Нильсен указал: «Гренландия — это наша страна. Здесь принимаются наши решения. И я всегда буду бороться за нашу свободу и право на самоопределение и формировать наше будущее».

Deutsche Welle

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => Deutsche Welle