75077053 403.jpg Deutsche Welle парфюмерия

Европоцентричный маркетинг и мировая история парфюмерии

0

Хотя парфюмерию часто представляют как преимущественно европейское явление, ее многослойная история охватывает Месопотамию, Индию, Египет и Европу.При слове «парфюмерия» большинство из нас в первую очередь представляет изящные флаконы с ароматной жидкостью. Но само название, происходящее от латинского «per fumum» — «через дым», показывает, что современное понимание парфюма сильно отличается от его изначальной формы и того, как им пользовались наши предки.

В истории парфюмерии отражаются научные прорывы, передача знаний, расширение торговли, колониализм и добыча природных ресурсов, а в более поздний период — европоцентричный маркетинг.

Аромат, древний как мир

Согласно «Британнике», старейшей англоязычной энциклопедии, древние китайцы, индийцы, египтяне, израильтяне, карфагеняне, арабы, греки и римляне были знакомы с парфюмерией. Упоминания о парфюмерии и ее использовании встречаются и в Библии, и в хадисах о пророке Мухаммеде.

Первые парфюмерные практики, появившиеся более 4000 лет назад в древней Месопотамии, включали сжигание ароматических веществ, таких как ладан и мирра. Люди верили, что поднимающийся дым соединяет землю с божественным.

Фактически самым ранним известным «носом» — высококвалифицированным мастером-парфюмером — была женщина по имени Таппути, химик, чьи работы в Месопотамии зафиксированы на глиняной табличке с клинописью примерно в 1200 году до нашей эры.

«Таппути была мураккиту — представителем особой профессиональной категории придворных парфюмеров при ассирийских и вавилонских дворах… Это свидетельствует о высоком статусе женщин, занимавших должности парфюмеров при царских дворах», — рассказывает DW парфюмер и историк Александр Хельвани (Alexandre Helwani).

По словам археохимика Барбары Хубер (Barbara Huber), чьи исследования посвящены взаимоотношениям человека и растений на протяжении истории, со временем понятие «парфюмерия» стало охватывать широкий спектр ароматических материалов и практик: душистые масла, бальзамы, мази, косметику, а также сжигание благовоний и ароматной древесины.

«Многие из этих веществ использовались не только для украшения тела, но и в ритуалах, как дары божествам, для очищения или исцеления. Границы между понятиями парфюмерии, медицины и косметологии нередко размывались», — рассказывает Хубер DW.

В Древнем Египте ароматические масла и смолы занимали центральное место в ритуалах и мумификации. В Индии на кожу наносили пасту сандалового дерева, жасмин вплетали в волосы, а шафран добавляли в волокна одежды — так рождалась сложная чувственная практика, освящавшая тело.

Недавние исследования показали, что греко-римские статуи богов и богинь ароматизировались пахучими веществами, чтобы сделать их более реалистичными.

От дыма к дистилляции

В арабском мире периода Золотого века ислама благовония и бальзамы со временем уступили место жидким дистиллятам. В Багдаде IX века ученый-энциклопедист Аль-Кинди написал «Книгу о химии парфюма и дистилляций» — первый всеобъемлющий трактат по парфюмерии.

Спустя столетие персидский ученый Абу Али ибн Сина (на Западе известный как Авиценна) усовершенствовал паровую дистилляцию для выделения аттаров (эфирных масел) из цветов, прежде всего роз, что стало образцом для последующих парфюмеров.

Вместе они открыли многие фундаментальные методы и технологии, на которых основана современная парфюмерная индустрия.

Как ароматы завоевали Запад

Эти открытия дошли до Европы разными путями. Аль-Андалус — территории Испании и Португалии, находившиеся под мусульманским правлением с VIII по XV век — стал научным мостом, где ученые из Толедо переводили арабские тексты на латынь. В то же время средиземноморская торговля доставляла розовую воду и специи в порты Венеции и Генуи, а крестовые походы познакомили европейцев с арабскими медицинскими и ароматическими практиками.

Следует уточнить, что Европа не была чужда парфюмерии. У римлян существовали ароматические бани и масла, а средневековая знать пользовалась травами, помандерами и благовониями. В Средневековье парфюм использовали как в практических, так и в символических целях: врачи набивали травами свои маски с птичьими клювами, надеясь отфильтровать «плохой воздух» или миазмы, которые, как считалось, вызывали чуму. Французский король Людовик XIV заполнял фонтаны в Версале любимой водой с ароматом цветов апельсина. Ароматизированные перчатки не только скрывали запахи, но и служили модным аксессуаром.

Однако решающую роль сыграли передовые технологии и разнообразие ингредиентов арабского мира. Они оживили и преобразили европейскую парфюмерию, превратив ее в индустрию, которая стала использовать спиртовую основу для создания более легких и стойких ароматов.

«Аромат колониализма»

По мере того как европейская парфюмерия расцветала, прежде всего во Франции, колониальная экспансия поставляла сырье, на котором держалась бурно растущая индустрия.

«Реклама обычно представляет сырье как вечные дары природы, обрамленные неуловимой постколониальной экзотикой. Сложные вопросы землепользования, условий труда, ценообразования и экологического воздействия при этом, как правило, опускаются», — объясняет Александр Хельвани.

Одним из самых наглядных примеров является ваниль. Завезенная в Европу испанцами в XVI веке, она стала важной культурой в колониях, расположенных в бассейне Индийского океана. Хельвани приводит историю Эдмона Альбиуса, мальчика-раба с острова Бурбон (ныне известного как Реюньон), который в возрасте 12 лет, в 1841 году, открыл практический способ ручного опыления ванили — растений семейства Орхидные.

«Если бы не он, ваниль так и осталась бы дефицитом… В мире запатентованных технологий я часто задумываюсь, каким богатейшим человеком мог бы стать Эдмон Альбиус, если бы не был рабом», — отмечает Хельвани. «Когда мы говорим об истории парфюмерии, мы одновременно говорим об истории империй, торговли и колониализма», — подчеркивает собеседник DW.

Душок европоцентричности?

Со временем европейские парфюмерные дома заняли ключевое место в формировании брендов и маркетинговых стратегий, укрепляя представление об утонченности как о преимущественно европейской эстетике.

«Хотя основные ингредиенты происходят из разных регионов мира с богатыми историческими традициями использования ароматов, их презентация и маркетинговые нарративы часто имеют европоцентричный характер», — указывает Барбара Хубер.

Неудивительно, что некоторые европейские парфюмерные дома, продолжающие классифицировать ароматы как «восточные», сталкиваются с резкой критикой. Как отмечают создатели петиции на change.org, выступающие против такого подхода: «Понятие «Восток» пытается охватить огромный регион — Ближний Восток, Северную Африку, Южную Азию — откуда происходят многие древние парфюмерные практики и сырье. Постоянное употребление этого термина для обозначения экзотического и насыщенного запахами отодвигает на задний план империализм и исламофобию, которые и сегодня продолжают дестабилизировать эти регионы».

Именно поэтому с 2000-х годов в маркетинге все чаще используется термин «амбра» для теплых, пряных ароматов.

PerfumeTok и его влияние

Сегодня мировая аудитория легко может узнать о некогда нишевых или региональных ароматах благодаря тиктокерам и их видеороликам с распаковкой покупок.

Одним из первых вирусных хитов PerfumeTok — хештега в TikTok, посвященного парфюму — стал аромат «Missing Person» от Phlur. Эти духи были распроданы в 2022 году, а в список ожидания в США записались более 200 тысяч человек. Аромат даже породил настоящий поток эмоциональных видеороликов, персонажи которых, ощутив его, внезапно вспоминали о близких.

Тем временем молодые предприниматели в Индии заново открывают аттары, создаваемые на протяжении веков по традиционным методам, и представляют их на рынке как экологичный продукт высшего качества, используя Instagram и цифровые форматы. Это показывает, как социальные медиа могут восстановить связь потребителей с традициями, которые когда-то были прерваны колониальной торговлей.

В целом история парфюмерии — как ее верхние, сердечные и базовые ноты — многослойна. Как ни один аромат не способен охватить все запахи мира, так и ни одно повествование не может вместить многообразие истории парфюма.

Как говорит Александр Хельвани, каждая капля духов несет в себе культурный контекст. «Вот что я люблю в парфюмерии: мимолетное прикосновение к коже хранит в себе множество слоев истории», поясняет историк.

Deutsche Welle

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => Deutsche Welle