Новые данные магнитно-резонансной томографии показывают: препараты для людей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности не обеспечивают предельную концентрацию внимания, а «пробуждают мозг».Лекарственные препараты для лечения синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), судя по всему, действуют на человека не так, как считалось долгое время. Стимуляторы например, Риталин и Аддералл, воздействуют в основном на системы вознаграждения и центры бодрствования в головном мозге, а не затрагивают нейронные цепи, отвечающие за внимание, следует из детального исследования, проведенного группой ученых из медицинской школы Университета имени Вашингтона в Сент-Луисе.
Их работа проливает свет на эту область и показывает, какой эффект от стимуляторов может появиться, а чего ожидать не стоит. Это важно для тех, кто страдает от СДВГ, поскольку новые данные объясняют, почему выполнение той или иной задачи после принятия препарата требует меньше усилий, и почему недосыпание может привести к разочарованию.
Как работает мозг гиперактивных людей
Синдром дефицита внимания и гиперактивности считается расстройством психического развития. У людей с ним с детства наблюдаются трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность.
С помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (МРТ) специалисты визуализируют сигналы кровотока и определяют, какие области мозга в данный момент активны. У детей с СДВГ такой анализ мозга показывает, что его важные области взаимодействуют между собой иначе, чем у детей без этого синдрома. В результате людям с СДВГ сложнее сконцентрировать внимание, сохранять мотивацию и не витать в облаках, когда им нужно сосредоточиться.
Какие выводы следуют из нового исследования
Группа неврологов под руководством профессоров Бенджамина Кея и Нико Дозенбаха проанализировала данные функциональной МРТ почти 5800 детей, условия жизни и развитие мозга которых в течение многих лет тщательно отслеживались и регулярно проверялись. Ученые сравнивали снимки мозга детей, принимавших и не принимавших стимуляторы в день томографии.
Выяснилось, что препараты воздействуют в основном на области, связанные с системой вознаграждения и центрами бодрствования в головном мозге. А вот значительного роста активности нейронных цепей, отвечающих за внимание, не удалось выявить даже в дополнительном эксперименте с участием взрослых.
Как ученые объясняют полученные данные? Стимуляторы предварительно вознаграждают человека за выполнение той или иной задачи и помогают перенести действия, которые он считает скучными. Таким образом, ребенок с СДВГ с меньшей вероятностью будет отвлекаться, потому что под воздействием стимуляторов процесс обучения кажется ему приятнее и менее утомительным.
Когда следует принимать препараты
Рекомендации по лечению синдрома дефицита внимания и гиперактивности предполагают комплексный подход, в основе которого лежат просвещение и поддержка в повседневной жизни, помогающая установить распорядок дня и структурировать рутинные задачи. В зависимости от силы проявления СДВГ может помочь психотерапия, а если синдром выражен в средней или в сильной степени, лекарства могут стать дополнительным или альтернативным средством терапии.
Метилфенидат, нередко продаваемый под маркой Риталин, и Аддералл, представляющий собой смесь амфетаминов, относятся к стимуляторам, которые в короткий срок повышают уровень нейромедиаторов дофамина и норадреналина. В результате человек становится более бодрым, энергичным, ему легче сосредоточиться.
Атомоксетин и гуанфацин, не являясь стимуляторами, не вызывают немедленного чувства бодрости или эйфории. Их воздействие является скорее фоновым и долгосрочным: эти препараты стабилизируют внимание и помогают контролировать импульсивность и эмоциональную раздражительность в течение дня.
Однако следует помнить, что эти средства, как правило, одобрены только в рамках комплексного плана лечения, а применять их необходимо под наблюдением врачей-специалистов.
Какой эффект дает психотерапия
Типичный подход в работе с СДВГ — когнитивно-поведенческая терапия. Человек работает со своим терапевтом и постепенно учится структурировать собственный день (домашние дела, работа, отдых), разбивать задачи на небольшие, выполнимые части, эффективно организовывать свою деятельность с помощью календарей, приложений или листочков с напоминаниями и лучше справляться с такими чувствами, как разочарование или перегруженность.
Такое обучение планированию и регулированию эмоций не может вылечить СДВГ, однако помогает выработать стратегии для управления симптомами — такие, как четкий распорядок дня и методы самоуспокоения. В процессе терапии нередко задействованы родители или партнеры, а между сеансами пациент получает своего рода домашнее задание.
В Германии и многих других странах психотерапия считается столь же эффективной, как и лечение лекарственными средствами. В случае слабого проявления синдрома психотерапии может быть достаточно, в иных случаях разработанные терапевтом стратегии часто сочетают с курсом приема медикаментов. Это помогает пациентам усвоить знания, полученные у психотерапевта.
Сон играет важную роль
Один из самых удивительных выводов исследования состоит в том, что у детей с СДВГ или значительным недосыпанием стимуляторы были связаны с более высокими оценками и улучшением когнитивных способностей. Однако это не относится к детям, которые хорошо спят и являются нейротипичными, отмечают авторы. У детей, спящих недостаточно, стимуляторы, по сути, «стерли» типичные признаки недосыпания в мозге, которые можно увидеть в результате томографии, включая связанные с ними нарушения работоспособности.
В краткосрочной перспективе это может подействовать на организм как искусственная замена полноценному ночному сну. Но группа исследователей предостерегает от опасного заблуждения: в долгосрочной перспективе дефицит сна вреден для человека с точки зрения биологии, хоть это и можно «замаскировать» эффектом лекарств в течение дня.
Иными словами, прежде чем назначать человеку с СДВГ стимуляторы, следует выяснить, вызваны ли типичные для этого синдрома проблемы всего лишь хроническим недосыпанием, и необходимо ли сначала создать условия для качественного и полноценного отдыха или изменить распорядок дня и уровень стресса.















