Самый продолжительный блэкаут в послевоенной истории Берлина ставит множество нелицеприятных вопросов о сегодняшнем состоянии страны, пишет Дирк Эммерих в рубрике «Берлинский инсайдер».Какое бурное начало 2026 года. Обычно после новогодних праздников требуется некоторое время, чтобы все снова вошло в рабочий ритм. Но только не в этом году.
Венесуэла, Гренландия, Иран… Война в Украине продолжается с прежней жестокостью. И как будто этого недостаточно: в столице Германии произошла атака на электросеть. 100 000 человек без отопления и света, в разгар зимы — более четырех дней, в общей сложности 100 часов. Блэкаут. Самое продолжительное отключение электроэнергии в послевоенной истории Берлина.
2026 год будет непростым. Повестку федерального канцлера Германии Фридриха Мерца (Friedrich Merz) в первые двенадцать дней года пришлось корректировать практически ежедневно: за исключением войны в Украине, ни одна из других актуальных тем изначально в ней не значилась.
Поджог электростанции в Берлине и его последствия
После атаки на берлинскую электросеть Фридрих Мерц поручил своему министру внутренних дел Александеру Добриндту (Alexander Dobrindt) заявить: «Мы нанесем ответный удар — и не уступим поле левым экстремистам и климатическим экстремистам». Безопасность, по словам министра, имеет наивысший приоритет. Типичные заявления политиков после подобных событий.
Ответственность за поджог в Берлине действительно взяла на себя леворадикальная экстремистская группа Vulkan. Однако на этом ясность заканчивается — и предстоит еще многое прояснить и проанализировать.
Ремонтные работы после атаки на энергосеть Берлина
Для устранения повреждений и восстановления подачи электричества в Берлине потребовалось соединить две разные технологии силовых кабелей — современные кабели с использованием полимеров и старые маслонаполненные высоковольтные кабели 1960-х годов. Для этого были необходимы температуры воздуха выше нуля. К этому никто не был готов: чрезвычайные ситуации всегда возникают неожиданно. В итоге городские власти сейчас гордятся тем, что ремонт занял не пять, а «всего» четыре дня.
Тем не менее возникает вопрос: как с этим справляется Украина? В Киеве отключение электроэнергии после российских авиаударов во многих случаях устраняется за несколько часов — и это в условиях войны. Почему же такому городу, как Берлин, в мирное время понадобилось четыре дня?
Защита критической инфраструктуры
Судя по всему, преступникам было не так уж сложно спланировать атаку на центральный узел берлинской электросети. На платформах вроде Open Infrastructure Map можно детально рассмотреть инфраструктуру — нервную систему страны — вплоть до последнего трансформатора. Железнодорожные пути Deutsche Bahn со всеми ответвлениями оцифрованы и доступны онлайн. Важные линии электропередачи и кабели находятся в свободном доступе. Немецкая инфраструктура напоминает открытую книгу — при том что в эпоху, когда растут угрозы гибридной войны, такие данные должны быть засекречены.
Кроме того, по всей видимости, отсутствуют оценки рисков, планы действий в чрезвычайных ситуациях и кризисные штабы, которые могли бы немедленно приступить к работе. Не было и резервных генераторов, топлива и других запасов. Возможно, все это требует значительных затрат. Но здесь действует простой принцип: меньше слов, больше дела. Разве созданный в Германии специальный фонд не мог бы быть использован именно для этого?
Безопасность не является чем-то само собой разумеющимся. Германия могла бы поучиться у тех, кто живет под постоянной угрозой атак: у Израиля и Украины.
Кризисное управление во время блэкаута в Берлине
Правящий бургомистр Берлина Кай Вегнер (Kai Wegner) спустя семь часов после атаки счел более важным провести час за игрой в теннис, чем лично ознакомиться с ситуацией на месте. Признал он это лишь три дня спустя, до этого утверждая, что заперся в своем кабинете и без перерыва вел телефонные переговоры. Любые дальнейшие комментарии излишни. Так быть не должно. Трудно представить, что Вегнер сможет пережить этот эпизод без последствий для своей политической карьеры.
Группа Vulkan
Эта группировка существует с 2011 года и уже совершила ряд атак на берлинскую электросеть. Однако кто за ней стоит и как она организована, силовые структуры не знают до сих пор. Чем занималась берлинская полиция и ведомство по охране конституции на протяжении 14 лет? Или же группа действительно действует настолько профессионально, что не оставляет никаких следов?
С начала войны в Украине политики регулярно предупреждают об опасностях гибридной войны. Если над аэропортами кружат дроны, связь таких инцидентов с Россией устанавливают очень быстро. В случае же известной леворадикальной группировки даже спустя 14 лет нет понимания, кто на самом деле за ней стоит.
Атака на энергосистему Берлина и иллюзия безопасности
В своем новогоднем обращении канцлер Мерц заявлял: «Мы живем в безопасной стране». Повторил бы он эти слова две недели спустя? И, возможно, за атакой на энергосистему Берлина все же стоит иностранная держава, даже если на данный момент на это нет никаких указаний?
В интернете мне вдруг начала попадаться реклама резервных генераторов. Да, возможно, об этом действительно стоит задуматься.
Какое бурное начало 2026 года. А ведь идет только вторая неделя года. Стресс-тест, вероятно, еще далеко не завершен. Что будет дальше?
Автор: Дирк Эммерих (Dirk Emmerich), корреспондент немецких телеканалов n-tv & RTL, много лет жил и работал в Москве, а также в Вашингтоне, был корреспондентом n-tv в Сирии, Ливии, Афганистане и других странах, охваченных военными конфликтами.
Комментарий выражает личное мнение автора. Оно может не совпадать с мнением русской редакции и Deutsche Welle в целом.















