Белорусские правозащитники разработали принципы антихаррасмента для медиа и НГО. Новый документ предлагает прозрачные механизмы реагирования и защиту пострадавших, чтобы создать безопасную рабочую среду.В 2025 году две крупные белорусские организации — БАЖ и BYSOL — попали в скандал, связанный с тем, что их руководителей подозревали в сексуальных домогательствах. Речь идет о рассылке непристойных сообщений. В ответ на это правозащитники разработали документ, который поможет предотвратить такие случаи и добиться безопасности в коллективах гражданского сектора.
Харрасмент в белорусских организациях
Первый случай харрасмента касается BYSOL. Несколько активисток обвинили сооснователя и главу организации Андрея Стрижака в рассылке дикпиков — нежелательных фотографий его половых органов. Подтверждением стали скриншоты сообщений. Речь идет минимум о семи случаях. Сам Стрижак признал, что эти инциденты имели место, назвал происходящее «вещами, которыми не гордится», и извинился перед теми, кого его действия могли обидеть.
В организации провели внутреннее расследование, в результате которого было принято решение все же дать Стрижаку шанс остаться в BYSOL. Это вызвало волну возмущения в гражданском секторе, а Норвежский Хельсинкский комитет, который как донор поддерживает организацию, предупредил о возможной приостановке сотрудничества. После этого Андрей Стрижак сказал, что покинет фонд. В начале 2026 года он заявил, что намерен создать новый проект, который также будет поддерживать сборы для нуждающихся белорусов в эмиграции.
Второй случай произошел в Белорусской ассоциации журналистов. Правление провело расследование вокруг возможных фактов харассмента со стороны заместителя председателя Бориса Горецкого. Поводом стала публикация самого Горецкого в соцсетях, где он признал, что некоторые его слова «могут быть восприняты как харассмент». Он подчеркнул, что не считает себя «моральным идеалом», но отверг обвинения в неподобающих отношениях или отправке интимных фото.
Комиссия БАЖ пришла к выводу, что действия зампредседателя могли быть восприняты как двусмысленные и интерпретированы как харассмент. Горецкому вынесено предупреждение о недопустимости подобного поведения в будущем, он должен поддерживать рабочие отношения только в рабочее время и через официальные каналы, пройти обучение по вопросам предотвращения харассмента и нарушения личных границ, также он на год отстранен от представительских и руководящих функций.
Многие годами терпят унижения и боятся об этом сказать
Правозащитница Наста Базар, которая работала над «Принципами антихаррасмента», отмечает, что ситуация обострилась два года назад, когда в Варшаве была изнасилована и убита белоруска Елизавета Герцен. Это вызвало волну возмущения, в соцсетях многие женщины делились историями о том, как сами сталкивались с насилием и домогательствами, в том числе и на рабочем месте. «Эта проблема всегда существовала, — говорит Наста Базар. — Но женщины боялись об этом говорить. Повлияло и то, что в целом в мире меняются нормы приемлемого».
При этом собеседница признает, что многие все еще боятся заявить о проблеме. «В эмиграции мы особенно зависим от работы, поэтому многие годами терпят унижения, неподобающее отношение, — говорит она. — Не будем также забывать, что мы выросли в системе, где нас не учили отстаивать свои права, говорить о таких проблемах. Многие боятся осуждения общества, именно поэтому по кейсу Андрея Стрижака потерпевшие отказались выступить в прессе от своего имени».
Наста Базар обращает внимание, что случившиеся скандалы говорят об отсутствии института репутации в Беларуси. «Андрей Стрижак ушел из BYSOL только когда стало понятно, что фонд потеряет поддержку западных доноров. То есть мнение гражданского общества, которое в большинстве своем осудило его действия, не было столь существенным. И это очень показательный момент».
Что предлагают правозащитники?
Разбирательство по кейсу в BYSOL, отмечает Базар, привело к травле всех сторон — и Стрижака, и потерпевших, и даже сторонних экспертов, которые были вовлечены в решение проблемы. Перед правозащитниками возник вопрос, что можно сделать в такой ситуации. Наста Базар совместно с правозащитной организацией «Правовая инициатива» создали документ, который поможет предотвратить домогательства в медиа и НГО. Предложено десять ключевых принципов. В частности, неприемлемость сексуальных домогательств, уважение границ и запрет на злоупотребление властью, прозрачные механизмы реагирования на такие случаи и поддержка пострадавших — никто не может быть наказан за сообщения о харрасменте.
Документ направлен на то, чтобы помочь организациям гражданского сектора сделать свою работу более безопасной и уважительной. «Мы хотим закрепить общие принципы, которые будут актуальны для разных инициатив — от небольших групп до крупных организаций. Это и разъяснения, что такое сексуализированный харрасмент, и базовые рекомендации по его предотвращению, и возможные подходы к реагированию на случаи, когда он все же происходит», — заявили в «Правовой инициативе».
Разработчики предварительно связались с 30 общественными организациями, чтобы выяснить, как они смотрят на проблему, какие решения предлагают. «Меня приятно удивило, что у некоторых организаций уже есть внутренние правила, которые затрагивают тему харрасмента. В целом отзыв гражданского общества на наши предложения был положительным. Хотя, не буду отрицать, были и мизогинные замечания, мол, женщины могут использовать эти принципы в своих целях. Однако мировая статистика говорит, что только 10% пострадавших от домогательств решаются об этом заявить, и только 1% таких сообщений оказывается ложным, поэтому такую критику я считаю несостоятельной», — подчеркивает Наста Базар.
Разработчики считают, что поддержка принципов будет способствовать более здоровой атмосфере в гражданском секторе.

