Site icon SOVA

Трагедия на курорте Кран-Монтана: Швейцария возмущена карикатурами Charlie Hebdo

75447548 403.jpg Deutsche Welle Charlie Hebdo

Французский сатирический журнал опубликовал карикатуру, высмеивающую жертв пожара на горнолыжном курорте. Статьи Charlie Hebdo не в первый раз ставят вопрос: где проходят границы сатиры?В Швейцарии 9 января было объявлено днем национального траура по погибшим при пожаре в переполненном баре Le Constellation на горнолыжном курорте Кран-Монтана . Трагедия в новогоднюю ночь унесла жизни 40 человек, а еще более 110 получили ранения, в том числе тяжелые.

В этот же день французский сатирический журнал Charlie Hebdo разместил на обложке рисунок карикатуриста Эрика Салька. На рисунке — два обгоревших лыжника в бинтах, спускающиеся с горы и проносящиеся мимо таблички «Кран-Монтана». Выполненная в провокационном ключе подпись гласит: «Обгорелые на лыжах. Комедия года» и отсылает к комедийному фильму Патриса Леконта «Загорелые на лыжах» 1979 года.

В прокуратуру кантона подано заявление

Карикатура вызвала в Швейцарии жаркие дебаты. Представитель кантона Вале в Национальном совете (большой палате парламента) от партии «Центр» Бенжамен Родюи призвал запретить продажу журнала Charlie Hebdo в стране. «В тот час, когда молодые жертвы борются за выживание, это отвратительно и неприемлемо. Это оскорбление человеческого достоинства. У меня нет слов, чтобы описать эту картину», — привели его слова швейцарские СМИ.

Швейцарская писательница Беатрис Рианд и ее супруг Стефан, юрист, подали заявление в прокуратуру кантона. Автор рисунка и журнал нарушили статью 135 Уголовного кодекса Швейцарии, считают супруги. Эта статья предусматривает наказание за создание и распространение изображений насилия, которые серьезным образом оскорбляют человеческое достоинство.

«Я считаю это гнусным. У свободы выражения мнений существуют границы. Над жертвами насмехаются. Вопрос заключается в том, имеет ли человеческое достоинство приоритет над свободой выражения мнения или нет?» — заявила Рианд в беседе с медиакомпанией Radio Télévision Suisse.

Адвокат пострадавших Жан-Люк Аддор в беседе с новостным порталом nau.ch назвал рисунок «глубоко шокирующим и невероятно безвкусным». Однако он не верит в успех уголовного дела. «Наказание должно исходить от читателей этого журнала», — пояснил юрист.

Пользователи соцсетей в ярости

Карикатура не оставила равнодушными и пользователей социальных сетей. Тысячи человек выразили свое возмущение работой художника и не скупились на гневные эмодзи. «Когда вы хоронили своих погибших, люди плакали вместе с вами… Когда другие оплакивают собственных детей, это превращают в шутку. Какой позор! Где ваша человечность?» — задался вопросом один из комментаторов в Instagram.

Речь идет о нападении на редакцию Charlie Hebdo из-за карикатуры на пророка Мухаммеда в январе 2015 года. Тогда злоумышленники застрелили 10 сотрудников еженедельника, включая пятерых известных карикатуристов, а также двоих полицейских. В Европе прошло множество акций солидарности с журналистами.

Между тем главный редактор Жерар Бьяр выступил в защиту карикатуры. «Разумеется, это может шокировать, но сатира и должна шокировать», — заявил он в эфире Radio Télévision Suisse. Автор рисунка не насмехался над погибшими, а показывал абсурдность трагедии в Швейцарии, пояснил Бьяр. Он признал, что художник «зашел слишком далеко», но подчеркнул, что «черный юмор не обязательно должен быть приятным».

Что дозволено сатирикам?

В центре жарких споров стоит вопрос: все ли дозволено сатире? Словарь немецкого языка Duden понимает под этим словом «вид искусства, критикующий людей и события посредством преувеличения, иронии и (едкой) насмешки, выставляющий их на посмешище, обличающий обстоятельства и бичующий их острым юмором».

Карикатура на трагический пожар для многих зашла слишком далеко, но в этом и заключается ее цель и смысл. Сторонники крайне сатирического подхода в прошлом указывали на давнюю традицию Charlie Hebdo публиковать провокационные и зачастую нарушающие табу иллюстрации — в контексте свободы прессы и свободы выражения мнений, закрепленной законом. Французский художник Патрик Ламассур, председатель международной сети карикатуристов Cartooning for Peace («Создание карикатур во имя мира») заявил DW в минувшем году по случаю 10-летия атаки на редакцию Charlie Hebdo: «Все, что я говорю и делаю, может кого-то разозлить. Единственным ограничением может быть закон, потому что все мы действуем согласно закону».

А что же журнал? Charlie Hebdo опубликовал еще одну карикатуру за авторством Салька — с двумя арбалетчиками, застрелившими сотрудников редакции. Подпись к рисунку можно перевести так: «Допустимы ли богохульства в отношении со швейцарцами? Редакция уничтожена двумя арбалетчиками».

Exit mobile version