Site icon SOVA

Атаки на танкеры ставят под угрозу нефтяной экспорт Казахстана

63707308 403.jpg Deutsche Welle Казахстан

Экспорт нефти из Казахстана переживает кризис: атаки в Черном море, падение добычи и миллиардные убытки вынуждают Астану искать обходные пути и вести переговоры с партнерами. DW анализирует последствия происходящего.

Руководство Казахстана обеспокоено. В стране еще не успели полностью оценить ущерб экономике после совершенных в конце ноября 2025 года атак на выносные причальные устройства Каспийского трубопроводного консорциума в порту Новороссийска, по которым экспортировалось до 80 процентов добываемой в Казахстане нефти, как последовали новые атаки. Удары беспилотными аппаратами 13 января были нанесены по трем не относящимся к «теневому флоту» России танкерам, которые после 18 января должны были загрузить нефтью из Казахстана. В частности танкеры Matilda под флагом Мальты были зафрахтованы национальной компанией «КазМунайГаз». Еще два управляемых греческими судоходными компаниями танкера Delta Supreme и и Delta Harmony должны были выполнить рейсы по заказу казахстанского совместного предприятия «Тенгизшевройл».

Казахстан меняет экспортные маршруты

Пресс-служба национальной нефтегазовой компании «КазМунайГаз» 16 января сообщила об оперативном перенаправлении в декабре 2025 года экспорта около 300 тысяч тонн казахстанской нефти через систему своего дочернего предприятия «КазТрансОйл». Отмечается увеличение поставок в Германию для нужд нефтеперерабатывающего завода в городе Шведт по нефтепроводу «Дружба» , по маршруту Баку-Тбилиси-Джейхан через Каспийское море, а также в сторону Китая. Причиной изменения экспортных маршрутов в компании «КазМунайГаз» называют возникшие ограничения в системе Каспийского трубопроводного консорциума (КТК).

Одновременно в сообщении пресс-службы ведущей в Казахстане нефтегазовой компании подчеркивается, что в январе 2026 года, «с учетом сохраняющихся ограничений по приему нефти со стороны КТК, мероприятия по перенаправлению будут продолжены». Обращают на себя внимание и две фотографии, которые сопровождают сообщение «КазМунайГаза». На одной — принадлежащий «Казмортрансфлоту» танкер, на другой — прибрежный нефтеналивной терминал. При этом пресс-служба национальной нефтегазовой компании Казахстана не выдвинула кому-либо претензии из-за возникших проблем на КТК.

МИД обеспокоен и проводит консультации

Ранее, 14 января, после совершенной накануне атаки на идущие за казахстанской нефтью танкеры, постарался остаться на нейтральных позициях и МИД Казахстана . В распространенном официальным представителем казахстанского внешнеполитического ведомства Ерланом Жетыбаевым заявлении было отмечено, что Казахстан выражает серьезную озабоченность в связи с имевшими место 13 января атаками беспилотных аппаратов на три танкера.

«В ходе проведенных экстренных встреч с послами ряда европейских стран, а также контактов с американской стороной и другими зарубежными партнерами, акцентировали необходимость принятия действенных мер по обеспечению безопасности транспортировки углеводородов, в том числе на морских путях, в строгом соответствии с нормами международного права» — указывается в заявлении МИДа Казахстана. Там же важное с точки зрения официальной Астаны дополнение, что «Казахстан не является стороной какого-либо вооруженного конфликта , вносит значимый вклад в укрепление глобальной и европейской энергетической безопасности и обеспечивает бесперебойность поставок энергоносителей в полном соответствии с установленными международными нормами».

Эксперт: ущерб от атак огромен

Один из ведущих экспертов по вопросам развития нефтегазового сектора Казахстана Олжас Байдильдинов не скрывает, от одной только атаки на выносные причальные устройства в порту Новороссийска казахстанской экономике очень нанесен серьезный ущерб. «Есть статистика, что в Казахстане добыча нефти упала на 35-40 процентов. «Тенгиз» на 40 процентов, «Карачаганак» на 50 процентов, «Кашаган» на 60 процентов. От общего негативного эффекта, включая недополученную выручку, ущерб с ноября уже превышает 1,5 миллиарда долларов. И если такая ситуация продолжится дальше, естественно эта сумма будет расти. Здесь я хочу заметить, что эта сумма только по нефти. Мы не считаем суммы ущерба за газ. А когда падает добыча нефти, естественно, сокращается и добыча попутного нефтяного газа», — поделился информацией с DW Олжас Байдильдинов.

Это не все. Обращает внимание эксперт и на вынужденную, в связи с возникшей ситуацией и в условиях 30-градусных морозов в стране, закупку Казахстаном по экспортным ценам товарного газа у «Газпрома» , и на неизбежный рост стоимости страховки на судоходство по Черному морю. «Страховка будет расти до одного и более процента от стоимости груза, а при повторении атак страховые компании могут прекратить оказывать свои услуги. Слишком велик риск уничтожения судов. В среднем танкер класса Aframax стоит в пределах 50 миллионов долларов. Он перевозит нефть примерно на такую же сумму. Навскидку это 100 миллионов долларов и их могут затопить в любой момент. Такая вероятность событий бьет и по интересам «КазМунайГаза», по интересам других компаний, которые экспортируют нефть из Казахстана», — подчеркнул Олжас Байдильдинов. При этом эксперт не исключил вероятность полной остановки экспорта нефти из Казахстана по системе Каспийского трубопроводного консорциума.

Депутат парламента: в Украине идет какая-то игра

Секретарь Комитета Мажилиса (нижней палаты парламента Казахстана. — Ред.) по международным делам, обороне и безопасности Айдос Сарым в беседе с DW не стал скрывать, кто с точки зрения Казахстана несет ответственность за атаки и на выносные причальные устройства КТК 29 ноября 2025 года, и на идущие за казахстанской нефтью три танкера. По его словам, после первой атаки прошел целый ряд открытых и закрытых консультаций с украинской стороной. «Судя по интенциям, которые мы видели в публичном доступе, можно было ожидать, что после этих консультаций украинцы сделали выводы и поняли наши доводы. Это при том, что мы общаемся на разных уровнях. И в Раде , и в правительстве Украины есть хорошее понимание, что есть в Казахстане на текущий момент, какая у нас ситуация внутри страны. К тому же ни Россия, ни западные партнеры не требуют от нас, чтобы мы сделали какой-либо выбор. Казалось бы, вопрос закрыт. Но повторные удары по легально зашедшим в акваторию Черного моря за казахстанской нефтью танкерам показали, что в Украине идет какая-то разноплановая игра с дисбалансом дипломатии и военными задачами», — поделился своими наблюдениями с DW секретарь Комитета Мажилиса по международным делам, обороне и безопасности.

Вместе с тем Айдос Сарым заметил, что, несмотря на регулярно оказываемую Украине гуманитарную помощь и особенности голосования в ООН, у Казахстана нет прямых рычагов воздействия на Киев. «Поэтому консультации с европейскими странами и США, которые являются основными получателями казахстанской нефти и одновременно главными спонсорами Украины на текущий момент можно назвать наиболее верными шагами нашего МИДа», — подчеркнул депутат Мажилиса от партии «Аманат». При этом он добавил, что проблемы с КТК и судоходством в акватории Черного моря являются серьезными угрозами для бюджета и всего казахстанского населения в целом. «Очевидно, такая ситуация не способствует тому, что Казахстан в будущем будет благоволить Украине. Поэтому там выбор должен быть однозначными и понятым», — поделился своим мнением с DW Айдос Сарым.

Exit mobile version