![]()
В этом году на форум в Давосе прибыли 65 глав государств и более 850 руководителей крупнейших корпораций. Делегация США стала самой многочисленной в истории, включала госсекретаря Марко Рубио и ключевых министров кабинета Трампа. Но главным ньюсмейкером Давоса стал сам Дональд Трамп, решивший реализовать на полях экономического форума большую геополитическую задумку.
На знаменитом швейцарском курорте президент США официально учредил «Совет мира» (Board of Peace) – межправительственную организацию по содействию стабильности в регионах конфликтов. Многие считают, что Трамп пытается создать некую альтернативу ООН. В уставе Совета говорится о необходимости отказаться от институтов, «слишком часто не справлявшихся со своими задачами».
Всего приглашения присоединиться к организации получили свыше полусотни мировых лидеров. В Давосе подписи под учредительными документами поставили около 20-ти из них, в том числе соседи Грузии – Армения, Азербайджан и Турция. Среди учредителей оказался и главный союзник «Грузинской мечты» в Европе – премьер-министр Венгрии Виктор Орбан. Трамп позвал в Совет даже российского коллегу Владимира Путина и белорусского – Александра Лукашенко.
Ни приглашения в «Совет мира», ни приглашения на форум в Давосе, между тем, не получили власти Грузии. По мнению критиков, это еще один признак глубокой международной изоляции, в которой оказался Тбилиси. Второй год подряд грузинская делегация отсутствует на всемирной экономической конференции, а отношения с США буквально заморожены.

После смены власти в Грузии в 2012 году страну в Давосе впервые представлял олигарх Бидзина Иванишвили, занимавший тогда пост премьер-министра. С тех пор грузинская сторона не пропускала ни одного Экономического форума, пока в стране не начался глубокий политический кризис, а власти не стали объектом критики за резкий откат демократии. Последним премьер-министром, приглашенным в Давос, был Ираклий Гарибашвили. Ираклий Кобахидзе ни в прошлом году, ни в этом приглашения не получил.
Из соседних Азербайджана и Армении в Давос на нынешний форум отправились высшие должностные лица – президент Ильхам Алиев и премьер-министр Никол Пашинян. От Турции участвовал глава МИД Хакан Фидан, и даже Россия, официально не приглашенная на форум, фактически была представлена спецпредставителем президента Кириллом Дмитриевым.
По словам политолога Гии Хухашвили, этому есть объяснение: никого в современном мире не удивишь авторитаризмом. Такие лидеры приглашены даже в «Совет мира». Но разница в том, что эти авторитарии – институционизированы, в то время как в Грузии действует серая модель управления. Хухашвили считает, что на важные международные площадки попросту некого приглашать из Тбилиси, поскольку премьер Ираклий Кобахидзе является номинальной фигурой, не принимающей решений, а вся полнота власти находится в руках Иванишвили.
«Для первых лиц звать на форум его «почтальона» – оскорбительно. О чем можно говорить с «почтальоном»?!».
Хухашвили убежден, что из-за провальной политики властей Грузия в международных отношениях потеряла субъектность. Это стало следствием сознательной политики и «процесса самостерилизации». Напомнив об одном из главных пропагандистских месседжей правящей партии о сохранении в стране мира, эксперт отметил: «И вот создается «Совет мира», но в нем почему-то есть все кроме Грузии».
Член партии «Лело» Тазо Датунашвили считает, что «респектабельные встречи по типу Давоса не терпят таких дилетантов, безответственных людей и аферистов, как Кобахидзе»: «В Давосе никто не поверит Ираклию Кобахидзе, что в Грузии небывалый экономический рост, и что он и Бидзина Иванишвили волшебники в мировой торговле».
А аналитик центра GSAC, в прошлом посол Грузии в Москве и Киеве Валерий Чечелашвили видит в игнорировании Тбилиси едва ли не «технические» причины:
«Кому отправлять приглашение? Не Бидзине же Иванишвили, у которого нет никакой официальной позиции».
Бывший госминистр по евроинтеграции и исследователь Фонда Рондели Алекси Петриашвили в беседе с SOVA тоже обратил внимание на то, что Трамп пригласил в Совет «даже Лукашенко и Путина, но Грузии нигде нет».
«Я, как бывший дипломат, со скорбью и болью говорю, что Грузии нет абсолютно нигде. Ни в мультивекторной дипломатии, ни в традиционных интеграционных процессах – все заморожено. НАТО не упоминается последние 7-8 лет. С Соединенными Штатами… не знаю, насколько серьезно они ждут сигнала из Вашингтона».
Представители правящей «Грузинской мечты» пока создают видимость, что их мало волнует международная изоляция страны. Депутат Леван Махашвили сделал заявление, которое эксперты расценили как крайне легкомысленное и несерьезное:
«Каждая платформа в нашем представлении должна что-либо приносить, а не существовать просто для того, чтобы руководитель нашего правительства прошел по той или иной красной ковровой дорожке. Поэтому давайте судить по результатам, а результаты совершенно очевидны: экономический рост Грузии – один из лучших в мире и в Европе. Так что, думаю, все ясно. Экономический форум в Давосе, похоже, не тот форум, на котором решается судьба Грузии и ее лучшее будущее».
Бывший посол Грузии в США Давид Сихарулидзе отмечает, что причина, по которой страна оказалась в изоляции, заключается в том, что власти служат не национальным целям, а сфокусированы на своих интересах. Правящую команду дипломат называет «коррупционной группировкой», захватившей власть.
При этом политика «Грузинской мечты» привела к изоляции не только на международном уровне, но и на региональном. В отличие от соседей, Тбилиси оказался на обочине геополитики. На фотографиях из Давоса по правую руку от Дональда Трампа сидит армянский премьер Пашинян, по левую – азербайджанский президент Алиев. Наблюдатели отмечают, что грузинского лидера не просто нет на встречах, что можно было бы объяснить множеством объективных и субъективных факторов, но его буквально игнорируют.

President Donald Trump participates in the Board of Peace Charter Announcement and Signing ceremony during the World Economic Forum, Thursday, January 22, 2026, at the Davos Congress Center in Davos, Switzerland. (Official White House Photo by Daniel Torok)
В Тбилиси, где уже больше года ждут хоть какой-нибудь весточки от Дональда Трампа, показывают демонстративное спокойствие и невозмутимость. Перед открытием форума в Давосе вице-спикер парламента Гия Вольский заявил:
«Так говорят «даже Трамп там будет», можно подумать, что Трамп это кто-то такой…».
За невнятными словами депутата скрывается раздражение «Грузинской мечты» отношением к ней со стороны нынешней администрации США. Некоторые наблюдатели расценивают поведение Трампа буквально как троллинг властей Грузии – с тех пор, как он вступил в должность, глава Белого дома ни разу не обмолвился о ней ни словом. При том что премьер-министр и президент страны обращались с открытыми письмами на имя главы Белого дома и каждый раз не дожидались ответа.
Возможно, одна из причин игнорирования – в тоне, выбранном официальным Тбилиси. В письмах комплементы в адрес Трампа и чередуются претензиями и обвинениями. Более того, экс-посол США в Грузии Робин Данниган рассказывала, что руководство «Мечты» направляло в Белый дом и неофициальное письмо. И это было не просто недипломатичное послание: «Оно содержало угрозы, было оскорбительным и несерьезным и крайне негативно было воспринятым в Вашингтоне».
Валерий Чечелашвили в интервью телеканалу Formula обратил внимание на противоречивую риторику властей в отношении США. По его словам, в целом у правящей партии нет внешнеполитической стратегии, и все решения власти – ситуативные.
«Грузинская мечта» непоследовательна: с одной стороны, они возлагают надежды на Трампа, мы помним высказывания Ираклия Кобахидзе: «Как скажет Трамп, так и будет». А с другой – обвиняют американскую администрацию и уже лично Трампа в том, что он якобы является агентом «Глубинного государства» (Deep State) и участником мировых заговоров».
По словам Чечелашвили, в целом у нынешнего курса отсутствуют те качества, по которым обычно оценивают внешнюю политику государства: преемственность, устойчивость и предсказуемость. И это проявляется в отношении не только США и ЕС, но и России.
Алекси Петриашвили также обращает внимание, что «Грузинская мечта», испортив отношения с Западом, не выстроила выгодных связей с Россией или Китаем.
«Я не вижу у Грузии реальных друзей, партнеров, не вижу, что реально работает какое-нибудь внешнеполитическое направление. Есть улучшения с Россией? Не видно какого-либо прорыва в отношении нашего «главного приоритета».
В этом контексте Петриашвили привел в пример недавние угрозы со стороны российского пропагандиста, философа и идеолога концепции «русского мира» Александра Дугина в адрес постсоветских стран. Он призвал не «соглашаться с существованием суверенной Армении, Грузии, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана». Бывшие союзные республики, убежден Дугин, должны стать частью России.
И по словам Петриашвили:
За каждую из этих стран, кроме Грузии, есть кому заступиться. А у Грузии партнеров нет даже в политическом диалоге с Путиным. Мы в подвешенном состоянии, в открытом океане».
Эксперт считает, что лояльная к Кремлю политика «Грузинской мечты» не принесла никаких результатов даже на этом направлении. Напротив, из Москвы поступают сигналы, что Тбилиси следует забыть о возможности восстановления территориальной целостности и сохранении суверенитета.
Давид Сихарулидзе, в свою очередь, отмечает, что РФ – единственная страна, которая довольна международной изоляцией Грузии:
«Для России очень важно, чтобы Грузия была для нее легкой добычей, чтобы у нее не было друзей, партнеров и союзников, чтобы она была отверженной, ведь так они смогут легко прибрать ее к рукам, легко уничтожить независимость и суверенитет Грузии».
А Гия Хухашвили считает, что «Грузия по всем направлениям уже интегрирована в Российскую империю – стала ее безоговорочной частью, выполняющей любой каприз».
Чтобы сохранить свою субъектность, Тбилиси следует искать сильных партнеров и выстраивать надежные экономические связи, считают эксперты. Дипломат Валерий Чечелашвили подчеркивает, что в условиях растущей конкурентоспособности в регионе, Тбилиси должен активнее продвигать свои интересы. По словам дипломата, сегодня «нужны не тосты, а каждодневная целенаправленная системная работа», чтобы Грузия не потеряла свою транзитную роль в регионе.
Эти слова – неслучайны. В ходе форума в Давосе Грузия упоминалась лишь один раз, и то в невыгодном контексте. Выступавший на панельной дискуссии президент Азербайджана Ильхам Алиев, рассказывая о процессе нормализации отношений с Арменией, заявил:
«Да, в настоящее время транспортировка осуществляется через Грузию. Однако однажды транзит будет обеспечен напрямую из Армении через Азербайджан, и этот день не так уж далек».
Алекси Петриашвили отмечает, что слова Алиева прозвучали «на очень солидном форуме, и это должно быть очень серьезным сигналом для «Грузинской мечты». Одна из тем, обсуждаемых в Давосе, – проект «Маршрут Трампа к международному миру и процветанию» (TRIPP). Речь идет о транзитном коридоре, который должен соединить основную часть Азербайджана с его эксклавом Нахичевань. Но, судя по всему, компания под совместным американо-армянским управлением создается для более глобальных целей – создании международного маршрута. И это крайне важно для Грузии как ключевого транзитного игрока не только на Южном Кавказе, но и в более широком регионе.
Грузия может потерять роль ключевого транспортного коридора для Евразии
И здесь к создаваемому Трампом «Совету мира» стоит относиться не просто как к пиар-ходу. Организация задумана как политико-экономическая платформа под эгидой США, задача которой – связать мирные договоренности с практическими экономическими механизмами: инвестициями, инфраструктурными проектами, открытием транспортных маршрутов и энергетических коридоров.
Подписание устава предусматривает для стран-участниц включение в американский переговорный формат, регулярный политический диалог с администрацией США и доступ к экономическим инструментам, призванным сделать мирные соглашения устойчивыми не только политически, но и финансово.
Хотя сегодня для Грузии не актуален формат урегулирования отношений, аналогичный армяно-азербайджанским, она имеет нерешенные территориальные конфликты. Вне формата «Совета мира» Тбилиси оказывается за пределами нового американского дипломатического трека, через который в 2026 году выстраивается политика Вашингтона в отношении Южного Кавказа.
Важно, что «Совет мира» рассматривается как инструмент формирования региональной экономической архитектуры после конфликтов – включая логистику, энергетику и транзит. И в условиях, когда Ереван и Баку обсуждают новые транспортные маршруты и перераспределение грузопотоков при посредничестве США, отсутствие Грузии в переговорном контуре снижает ее участие в раннем этапе принятия решений, где определяются направления будущих коридоров и приоритеты инвестиций.
Примечательно, что уже после встреч в Давосе Дональд Трамп опубликовал пост в соцсети Truth Social, в котором поблагодарил президента Алиева и премьера Пашиняна за соблюдение мирного соглашения, подписанного при его посредничестве. Американский лидер пообещал «продвинуть Маршрут Трампа для международного мира и процветания» и добавил:
«Мы укрепим наше стратегическое партнерство с Азербайджаном, заключим прекрасное соглашение о мирном ядерном сотрудничестве с Арменией, сделки для наших великих производителей полупроводников, а также продажу произведенного в США оборонного оборудования, такого как бронежилеты и лодки, и многое другое – Азербайджану».
В своем посте Трамп также анонсировал турне вице-президента Джея Венса на Южный Кавказ, в ходе которого тот посетит только две столицы из трех: Баку и Ереван.
Абхазский транзит: «уникальная черная дыра» для России и Грузии



